Иван да марья растение описание где растет. Свойства и применение Иван-да-Марья. Описание и использование растения

Иван-да-марья, как целое предание о любви.

Когда на дачах пьют вечерний чай,

Туман вздувает паруса комарьи,

И ночь, гитарой брякнув невзначай,

Молочной мглой стоит в иван-да-марье.

Б.Пастернак

Иван-да-Марья

Александр Соловьёв
Скучны цветов названья по латыни,
Но сколько в них любви вдохнул народ!
Вот это имя мне сродни святыне,
Как сказ звучит и песнею поёт.
Его услышав, возвращаюсь в старь я,
Как будто в сказочные времена.
Два имени в одном: Иван-да-Марья -
Он верен ей, она ему верна.
Сияет Марья в жёлтом сарафане,
Она - невеста, а Иван - жених,
Он в сине-фиолетовом кафтане,
И дан им стебель общий на двоих.
Всегда вдвоём в союзе неразлучном
Среди лугов встречаются они -
Иван-да-Марья - в том названье звучном
Знак верной неизмеренной любви!

Иван-да-Марья

Марьянник, иван-да-марья, желтяница, золотушная трава

Прочие наименования: Брат-с-сестрой; Меткая трава

НОРИЧНИКОВЫЕ - SCROPHULARIACEAE

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (Melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Марьянник дубравный встречается в европейской части в лесной полосе и лесостепи.

А откуда взялось это красивое название — иван-да-ма-рья?


Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду: пошли а лес по грибы Иван да Марья, но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе - и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой. Зацветает иван-да-марья по нашим местам обычно в конце мая и цветет до самого сентября.

Когда отцветают первые цветы и начинают созревать первые семена, возле иван-да-марьи вы обязательно увидите недавно проложенные муравьиные дорожки. Муравьи пожаловали сюда, чтобы подобрать упавшие на землю семена. Семена у иван-да-марьи, как и у хохлатки, будто смазаны с одной стороны особым маслом, которое очень любят муравьи. Подберет муравей семечко, понесет к себе в муравейник, а иногда и обронит по дороге. И на том месте, где осталось семечко, вырастет затем новая иван-да-марья. Так это растение и расселяется по лесным полянкам.


Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) - с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подоженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья - одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии Инь и Янь-энергии, помогает человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.


Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.


Растение ядовито. Внутреннее применение марьянников, как ядовитых растений, требует большой осторожности. Известно, что растение содержит следы алкалоидов, глюкозид меломпикрит (дульцит), а в семенах - весьма ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), обладающий наркотическим и местным раздражающим действием. При отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность.

Покрылось небо грозовою хмарью
Склонясь, трава купается в пыли.
И лишь один цветок - иван-да-марья
Почуяв дождь не гнется до земли.
Он с любопытством тянет к небу листья
За всем вокруг внимательно следя
И 2 души в его цветущей кисти
С волненьнем ждут июльского дождя.
Столетья слова меткого не старят
Так в целом свете, странствуя, живи
Название цветка - иван-да-марья
Как целое преданье о любви.

Владимир Черемисин

Над жарким летом нет всевышней власти.

Июль да август паутинки ткут,

А в цветниках - нешуточные страсти:

Ломая стебли, льнёт цветок к цветку!

И лето в перехлёсте знойных марев

Страстей цветочных скручивает жгут!

Но исключенье есть - Иван-да-Марья.

Там всё по-человечески. Живут...

Иван-да-марья (марьянник дубравный) является самым известным растением среди марьянников. Насчитывается около 30 видов марьянника, которые распространены в умеренном поясе Северного полушария. Несмотря на наличие зелёных листьев, корни у марьянников образуют гаустории, которыми они прикрепляются к корням другим растений, чтобы высасывать из них питательные вещества. У большинства видов марьянника паразитизм обязателен для осуществления полного жизненного цикла. Растут по лесам, кустарникам, опушкам, полянам, вырубкам, сырым лугам, полям, некоторые - сорные растения. Размножаются только семенами, снабжёнными мясистым придатком (ариллоидом), привлекающим муравьёв, которые, поедая его, растаскивают семена. В России наиболее распространены марьянник дубравный , или Иван-да-марья , и марьянник луговой .

Издали кажется, что Иван-да-марья цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе - и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета (нередко имеют оранжевый оттенок), а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают Иван-да-марью очень нарядной травой. Зацветает Иван-да-марья по нашим местам обычно в конце мая и цветет до самого сентября. Семена крупные, около 5-6 мм длиной, с сочными придатком, который привлекает муравьев. Растет марьянник дубравный по опушкам, светлым лесам, на полянах. В народной медицине марьянник дубравный применяли при заболеваниях кожи: экземе, диатезе.

Есть сказка рассказывающая происхождение названия этого растения: "Это было очень давно. Пошли в лес по ягоды Иван да красавица Марья. Но поднялась буря, ударил гром. Негде было спрятаться от непогоды. Присела Марья возле кустика, а храбрый Иван загородил ее собой от дождя и ветра. Стихла непогода. Иван да Марья вернулись домой, а на том месте, где храбрый Иван спас от непогоды красавицу Марью, поднялась лесная травка с яркими желтыми цветами и красивыми синими листочками, которые прикрывали желтые цветы. Вот и дали люди этому лесному растению в память о Иване и Марье такое название - иван-да-марья".

Любопытно, но название "Иван-да-марья" относилось не только к марьяннику, но и к ряду других растений, сочетающих в окраске цветков синий и желтый цвета: например, к фиалке трехцветной и анютиным глазкам.

Марьянник луговой не выделяется столь яркой окраской: цветки у него мельче, они беловатые с желтым пятном на верхней и нижней губе, реже - целиком желтые. Прицветники зеленоватые, но часто несут 2-3 пары крупных зубцов при основании. Эпитет "луговой" не соответствует условиям произрастания этого вида: он обитает в лесах, в том числе в хвойных, по краям сфагновых болот.

Марьянник дубравный, или Иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.)

Марьянник луговой (Melampyrum pratense L.)

Описание внешнего облика:
Цветки : Цветки собраны в верхушечное редкое кистевидное соцветие, обращены все в одну сторону. Прицветные листья зелёные, широколанцетные, при основании округлые, цельнокрайние или с 1-4 шиловидными зубцами. Чашечка в 2-3 раза короче венчика, с четырьмя линейными острыми оттянутыми вверх зубцами. Венчик жёлтый (трубка иногда белая), длиной 10-12 мм, с прямой трубкой.
Листья : Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные или ланцетно-линейные, длиннозаострённые, обычно цельнокрайние, сидячие или с коротким черешком.
Высота : 15-30 см.
Стебель : Стебель прямостоячий, простой или с одной-двумя парами тонких ветвей, голый или опушённый в верхней части.
Плоды : Яйцевидные коробочки, вскрывающиеся с одной стороны.
Цветёт все лето - с июня до сентября, плоды созревают, начиная с июля.
Продолжительность жизни: Однолетнее растение.
Местообитание: Марьянник луговой - растение лесов, зарослей кустарников, опушек, полян, вырубок.
Распространенность: Европейско-западносибирский вид. В России распространён в европейской части, включая арктическую область, в Западной Сибири и на западе Восточной Сибири. В Средней России произрастает во всех областях. В Нечерноземье марьянник луговой обычнейшее растение, в чернозёмной полосе встречается реже, преимущественно в сосновых лесах.
Дополнение: Хороший медонос. Семена служат кормом боровой дичи. Глухари поедают зелёные листья. В Средней России в хвойных лесах нечернозёмной полосы, преимущественно в северной части встречается Марьянник лесной (Melampyrum sylvaticum L.) - европейский вид, габитуально схожий с марьянником луговым, отличающийся от него меньшими размерами венчика (длина 5-7 мм), тёмно-жёлтой окраской, согнутой (а не прямой) трубкой и коробочкой, вскрывающейся двумя створками, с продолговатыми буроватыми семенами.

Марьянник гребенчатый (Melampyrum cristatum L.)

Описание внешнего облика:
Цветки : Соцветие колосовидное, очень густое и плотное, четырёхгранное. Кроющие листья цветков жёлто-зелёные или светло-пурпурные, при основании резко расширенные, вдоль сложенные, с поднятыми неравномерно гребенчатыми, острозубчатыми и реснитчатыми краями; в верхней части суженные у нижних листьев в ланцетно-линейную, вниз загнутую цельнокрайнюю острую верхушку длиной 3 см; у верхних кроющих листьев верхушка около 1 см длиной, обычно направлена вверх. Чашечка по рёбрам длиннореснитчатая, с четырьмя ланцетными острыми неравными зубцами. Венчик двугубый, жёлтовато-белый, с ярко-жёлтой нижней губой, реже пурпурный.
Листья : Листья супротивные, ланцетные или линейные, нижние до 4 см длиной, цельнокрайние, с короткими черешками; верхние сидячие, до 8 см длиной, в основании копьевидные или неравномерно зубчатые.
Высота : 10-35 см.
Стебель : Стебель прямостоячий, простой или в верхней части ветвистый, четырёхгранный.
Плоды : Продолговато-яйцевидные дугообразно изогнутые коробочки.
Семена : Тёмно-коричневые.
Время цветения и плодоношения: Цветёт всё лето, с мая до августа, плоды созревают, начиная с июня.
Продолжительность жизни: Однолетнее растение.
Местообитание: Растёт в светлых, преимущественно лиственных лесах, на опушках, полянах, в речных поймах, на болотистых и солончаковых лугах и в степях.
Распространенность: Европейский вид, заходящий на запад Северной Азии. В России распространён в европейской части, в Западной Сибири и на западе Восточной Сибири. В Средней России встречается во всех областях, но в северных редко.
Дополнение: Опушён редкими белыми щетинистыми волосками. Хороший медонос.

Марьянник полевой (Melampyrum arvense L.)

Описание внешнего облика:
Цветки : Цветки собраны в верхушечное длинное густое цилиндрическое колосовидное соцветие. Кроющие листья цветков (все или только верхние) розовые или лиловые, яйцевидно-ланцетные, гребенчато рассечённые; зубцы иногда несут два ряда чёрных точек-чешуек, выделяющих нектар. Чашечка трубчато-колокольчатая, коротко опушённая, с четырьмя линейно-шиловидными зубцами, часто дуговидно изогнутыми. Венчик пурпурный, двугубый, нижняя губа его с жёлтыми пятнами.
Листья : Листья супротивные, ланцетные или линейные, толстые, цельнокрайние или с 2-4 длинными острыми зубцами.
Высота : 15-50 см.
Стебель : Стебель прямостоячий, округлый, ветвящийся. Ветви тонкие, торчащие вверх.
Плоды : Обратнояйцевидные коробочки с загнутым маленьким носиком.
Семена : Продолговатые тёмно-коричневые.
Время цветения и плодоношения: Цветёт с июня до сентября, плоды созревают, начиная с июля.
Продолжительность жизни: Однолетнее растение.
Местообитание: Растёт в лесах, на полянах, опушках, в зарослях кустарников, в степи.
Распространенность: Европейский вид, заходящий на Кавказ и в Сибирь. В России распространён в южной половине европейской части, в Предкавказье, Дагестане и на юге Западной Сибири. В Средней России встречается в чернозёмной полосе.
Дополнение: Покрыт белыми короткими прижатыми волосками. Размножается семенами, которые имеют мясистый придаток и распространяются муравьями. Хороший медонос. Близкий вид Марьянник серебристоприцветниковый (Melampyrum argyrocomum (Fisch. ex Ledeb.) K.-Pol.) также встречается в степях чернозёмной полосы. Он отличается от марьянника полевого белыми или бледно-жёлтыми кроющими листьями цветков и такого же цвета венчиком, а также серповидно вниз загнутой коробочкой.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] Мартьянова Людмила Михайловна

Иван-да-марья

Иван-да-марья

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. А Леший, стараясь обратить на себя внимание, давай хвастаться, будто все умеет, все знает. Но фиалка на него не смотрит. Решил Леший сделать ей предложение, мол выходи за меня замуж. А фиалка в ответ: «Ивана люблю, за него замуж пойду». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так сказала. Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домиком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок иван-да-марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно. А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу. Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно.

Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены Богом в цветок. По другой – превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.

И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой - положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо

Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора

Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

Из книги Народный быт Великого Севера. Том I автора Бурцев Александр Евгениевич

АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

Из книги автора

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

Из книги автора

Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне

Так уж сложилось, что о цветке Иван-да-марья многие слышали, но мало кто имеет о нем хоть какое-то представление. А ведь контрастная красота этого растения может стать изюминкой в любом саду. И к тому же цветок будет под рукой, если возникнет необходимость воспользоваться его лечебными свойствами. Статья поможет разобраться в особенностях целебного растения, а прилагающиеся фото позволят насладиться красотой цветка.

Иван-да-марья: легенды и предания

Знания о цветке Иван-да-марья уходят своими корнями вглубь веков. В языческие времена предки-славяне называли цветок Купала-да-Мавка. Лишь с приходом христианства он обрел новое имя, дошедшее и до наших дней.

Согласно восточнославянским мифам жили на белом свете брат с сестрой – Купала и Кострома, волею случая и родительского ослушания разделенные в детстве. Через много лет злосчастный случай вновь их свел вместе, но не ведали они о своем родстве, и полюбили друг друга. И лишь после свадьбы узнали, что сердца их связаны запретной любовью. Горькая правда заставила брата и сестру выбирать между смертью и позором. Они выбрали смерть – Кострома утопилась в глубине лесного озера, и стала первой русалкой-Мавкой, а Купала бросился в жар костра.

Боги, глядя на такую трагедию, сжалились и превратили брата с сестрой в красивый цветок – частью синий, как вода, частью желтый, как огонь. С приходом христианства Купала был переименован в Ивана (в честь Иоанна Крестителя), а Мавку, горемычную сестру его, нарекли Марией, в честь Богородицы.

Лекарственное растение в естественных условиях

Волшебством наделяет молва двуликий цветок, сорванный в день летнего солнцестояния (на праздник Купалы):

  • помогает уйти от преследования человеку, носящего его при себе;
  • обладатель дивного растения сможет быстро передвигаться, будь под ним даже старая кляча (в современной интерпретации окажет помощь гонщику на любом автомобиле);
  • свежевыжатый сок растения давали пить людям, потерявшим память или рассудок;
  • хранение в доме мистического растения способствует защите жилища от злых намерений и духов;
  • выступает хранителем мира между мужем и женой.

Ботанические особенности цветка Иван-да-марья

Однолетнее травянистое растение из обширного семейства Норичниковые, предпочитающее полутень в лесах и рощах. Из этого семейства в средней полосе России произрастает два вида: Марьянник дубравный и Марьянник луговой.

  1. В высоту растет от 10 до 50 см. Причем высота марьянника напрямую зависит от того, к какому растению он «присоседился».
  2. Заостренные ланцетовидные листья Иван-да-марьи располагаются супротивно друг другу на прямостоячем стебле. Внутренняя сторона листьев оснащена короткими волосками.
  3. Двугубые цветки желтого оттенка, а в синий окрашены верхние шерстисто-зубчатые прилистники (они не являются цветками).
  4. Цветение длится с июня по сентябрь.
  5. Иван-да-марья интенсивно выделяет нектар, являясь отличным медоносом.
  6. Размножается преимущественно семенным способом. Распространению растения способствуют муравьи, которые любят лакомиться сочными семенами и растаскивают их.

Внимание! Коров нельзя пасти в районах произрастания Иван-да-марьи, т.к. растение относится к ядовитым и насыщено гликозидами. Молоко от коров, которые употребили в пищу марьянник будет горьким и неприятным на вкус.

Заготовка и фармакологические свойства

В официальной медицине не используются препараты, содержащие цветок Иван-да-марья. Однако народные целители применяют в своих лечебных снадобьях марьянник, пользуясь рецептами, дошедшими до наших дней из глубины веков.

Для заготовки используется вся надземная часть Иван-да-марьи, включая его плоды. В период цветения растение либо выдергивают с корешком, либо срезают. Затем лекарственное сырье подвергают сушке в тени или в любом помещении с доступом свежего воздуха, разложив тонким слоем на сухой поверхности, или же подвесив пучками. Хранится сухоцвет Иван-да-марьи в сухом помещении с хорошей вентиляцией в течение 2-х лет в матерчатых мешках.

Цветок Иван-да-марья богат флавоноидами и органическими кислотами.

Внимание! В семенах марьянника содержится гликозид ринантин (аукубин), который является токсичным.

Лекарственное растение обладает следующими эффектами:

  • успокаивающим (действует подобно транквилизаторам);
  • противосудорожным;
  • гипотензивным;
  • ранозаживляющим;
  • противовоспалительным;
  • положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Иван-да-марья: показания к применению

В народной медицине марьянник широко применяется для лечения золотухи (в современной интерпретации разновидность атопического дерматита у детей). О давнем использовании растения для лечения этого недуга свидетельствует одно из народных названий цветка – Золотушник. При этом поражении кожи Иван-да-марья применяется наружно - ребенка моют в отваре или делают примочки.

Сухую измельченную траву марьянника целители используют в качестве ранозаживляющего и антисептического средства, предотвращая гнилостные процессы. В виде настоя Иван-да-марью употребляют внутрь при гипертонии и заболеваниях сердца. Травяным чаем облегчают состояние при невралгии и эпилепсии.

Однако не следует начинать лечение без консультации с опытным травником. В случае нарушения дозировки и режима приема Иван-да-марьи возможны следующие проявления:

  • дискомфорт или боли в области желудка;
  • тошнота, рвота;
  • раздражительность;
  • сонливость;
  • замедление сердечного ритма;
  • урежение пульса;
  • слабость.

При появлении одного или нескольких вышеперечисленных симптомов необходимо прекратить употребление Иван-да-марьи, промыть желудок и обратиться за медицинской помощью. Не лишним будет напомнить что Иван-да-марья относится к ядовитым растениям, и применение внутрь беременными и детьми строго противопоказано.

Многие еще с детства знают, как выглядит цветок Иван-да-Марья, другие просто о нем слышали, но никогда его не видели. Но что это за растение, и почему оно получило такое название? Также будет полезно рассмотреть, как оно применяется в народной медицине, и какими полезными свойствами обладает Иван-да-Марья.

Цветок: описание и другие его названия

Это растение может носить разные народные «имена», такие как желтушка, желтяница, Иванова трава, липняк, меткая трава, луговой звонец и Иван-да-Марья. Но это далеко не все названия, поскольку эта трава за долгие годы привлекла внимание многих людей, которые с радостью дарили ей новые «прозвища». Но по-научному ее именуют как марьянник дубравный из рода марьянник, семейства норичниковых. Но в народе в основном прижилось название Иван-да-Марья.

Цветок (фото показано выше) является однолетним и может вырастать от 15 до 60 сантиметров. Его стебли опущены, листья заостренные, зеленые. Цветки ярко-желтого цвета собраны в несколько соцветий, каждый из них имеет двугорбую, неправильную форму. Цветки украшены фиолетовыми прицветниками зубчатого вида. После цветения появляется небольшой яйцевидный плод. В коробочке созревают продолговатые семена и приобретают бурый, почти черный тон. Они являются пищей для лесной дичи. Благодаря обильному выделению нектара цветок относится к медоносу.

«Характер» растения

Почему назвали Иван-да-Марья

Большинство растений не обладают такой контрастной окраской, именно поэтому цветок Иван-да-Марья оброс легендами и поверьями. Каждый народ рассказывал свою версию появления цветка, но в любой такой истории были влюбленные, которые хотели остаться вдвоем. Именно этот яркий цветок стал символом верности. Еще с давних лет считалось, что синий - это цвет мужчин, а желтый, соответственно, женский. Но даже имена Иван и Марья были не случайными, ведь в те времена именно они были самыми распространенными и могли символизировать любую влюбленную пару.

Распространенные легенды

Первая история связана с двумя влюбленными, которых звали Иван и Марья. Пара пошла в лес, чтобы собирать грибы. Но неожиданно налетели тучи, засверкала молния, полил дождь. Красавица Марья испугалась, но Иван ее заслонил от ненастья. После того как гроза окончилась, влюбленные побежали домой. Спустя время на этом месте, где парень оградил девушку от ненастья, вырос прекрасный желтый цветок, а над ним склонился фиолетовый листочек, который его «окутывал», как Иван заслонял Марью.

Есть другая легенда о цветке Иван-да-Марья. В одном лесу жил лохматый Леший, который не имел друзей и пугал прохожих. Но однажды весной он заметил красивую желтую фиалку, в которую сразу влюбился. Ее звали Марьюшка. Леший ею любовался, а фиалка даже не смотрела на него. Однажды он не выдержал и признался, что очарован, и предложил ей выйти за него замуж, но Марьюшка просто отвернулась. Он обещал ей звезды собрать, но красавица сказала, что ничего от него не хочет. Она любила цветущего рядом сиреневым цветом Иванушку. И эти две фиалки поженились и стали жить вместе на одном стебельке. А леший ушел горевать. Вот такие истории сочинял народ в прошлые времена. Но помимо легенд цветок Иван-да-Марья славится своими целебными свойствами.

Лечебные характеристики растения

Растение имеет свойство оказывать противовоспалительное и ранозаживляющее воздействие. Травники используют отвар из марьянника для лечения желудочных и сердечных болезней. Также его настой можно добавлять в ванны для избавления от экзем, ревматизма, туберкулеза кожи.

Сбор травы

Для приготовления лекарственных средств используют все наземные части: плоды, цветы, листья и стебли. Сбор растения начинается в мае и оканчивается в сентябре. Плоды можно найти с июля по сентябрь. Растение нужно сушить в проветриваемой комнате. После этого его держат отдельно от остальных трав. Стоит помнить, что растение быстро растрачивает свои целебные свойства, поэтому его предельный срок хранения составляет 10 месяцев.

Предостережение

Всем, кто решил использовать цветок Иван-да-Марья для лечения, нужно помнить, что он является ядовитым, поэтому важно проявлять осторожность, особенно принимая растение внутрь. Семена содержат в своем составе аукубин. Он способен воздействовать как наркотическое средство, а также оказывать раздражающее действие. Обычно это выражается в сонливости, понижении сердечной деятельности и слабости. Если после применения этого препарата вы заметили перечисленные симптомы, стоит сразу обратиться к доктору.

Рецепты настоев

Если имеется чесотка, сыпь или золотуха, можно приготовить отвар, который добавляется в ванную или используется для местного протирания. Для приготовления необходимо залить литром кипятка три ложки травы. Настаивать нужно два часа, после чего средство процеживается.

Если у человека наблюдаются головокружения, гипертония, эпилепсия, болезни сердца, невралгии, проблемы с ЖКТ, готовится другой настой из этой же травы. Для приготовления стакан кипятка выливают в емкость со столовой ложкой марьянника дубравного. После того как пройдет полчаса, средство процеживается. Принимать нужно два раза в день по полстакана.

Для того чтобы быстрее заживить раны, можно воспользоваться свежей молотой травой. Таким же действием обладает порошок из Иван-да-Марьи.

Если нужно избавиться от вредных насекомых, готовится отвар из плодов.

Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний

Некоторые любители растений хотели бы завести в своем цветнике этот красивый цветок. Сразу стоит сказать, что марьянник является дикой травой. Но существуют другие виды комнатных цветов, которые домохозяйки называют Иван-да-Марья. Можно отметить, что они во многом отличаются от марьянника. Среди таких домашних растений может быть бегония клубневая. Также Иван-да-Марьей называют кампанулу. Но у нее есть и другое имя -«Жених и невеста». Цветок Иван-да-Марья комнатный (фото показано выше) отличается от настоящего еще и тем, что он многолетний и размножается не только семенами, но и черенками.