Экологический уголок в средней группе оформление. Уголок природы в нашей группе

Оксана Васянина
Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах

«Уголки природы , в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах »

Воспитатель Васянина Оксана Петровна

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы , необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу .

В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях .

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать :

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях , здесь помещают только растения.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой , а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу , бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным , а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ уголков природы

уголок природы должен быть ярким и красочным;

Стеллажи, полки обязательно закреплены;

Календарь природы в каждой возрастной группе ;

Недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

Цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

Оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору обитателей уголка природы :

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы . При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных .

2. Уход за обитателями уголка по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) . Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Значение уголков природы в ДОУ

-Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе , возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы , развивается творческое воображение.

Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе ).

Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств , как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, вторые вносятся на короткое время.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения.

Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.) .

Слайд №10

Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы .

Слайд №11

В уголок природы младших групп помещают растения , имеющие : -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек» , азалия, китайский розан

Растения с пёстроокрашенными листьями –колеус

Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений

Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)

Слайд №12

В средней группе

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте : обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев : величины, количества, характера поверхности, их хрупкости

Слайд №13

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями : разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы.

2 вида традесканций,

Сеткреазия,

Витис (комнатный виноград)

Вьющийся плющ,

Зигокактус,

Папоротник,

Цикламен,

разные виды бегонии

Амариллис

В старшей группе в уголок природы размещают 8-10 видов растений

Слайд №14-15

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе - формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы : зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения.

Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге : циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду) ; сакулентовые (1-2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции - с большой потребностью во влаге ; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,

Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. побегами (герани, фуксия, розы, бегонии) ; листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера) ; размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус)

размножение клубнями (глоксиния)

живородящие растения - камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм

слайд №16

Временные обитатели уголка природы- это объекты , которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

Осенью :

Букеты осенних цветов в вазах;

Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)

Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа )

Зимой : -Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)

Ветки деревьев и кустов в вазах;

Экибаны, поделки детей

Весной : -Ветки деревьев и кустарников в вазах;

Ящики с рассадой;

Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)

Летом : букеты цветов в вазах

Слайд №17-18

В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы , где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.

Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы .

В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко) .

В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы , которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы .

В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами : малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета .

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть -цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Слайд №24Дневник наблюдений за ростом и развитием растений

Слайд №25 «огород на окне»

Слайд №26

В уголке природы в каждой группе необходимо иметь : натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала . Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал . Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания .

Инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)

Слайд №27

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Слайд №28 макеты

Слайд №29-30

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы .

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

Слайд №32

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Оформление любого уголка в детском саду должно быть красочных и привлекать внимание

Дети, посещающие детский сад, проводят много времени в группе, поэтому обстановка в ней должна быть максимально комфортной и оказывать на них положительное влияние. Оформляя помещение группы, создавайте доброжелательную атмосферу, а также учитывайте пожелания и интересы детсадовцев. Особую атмосферу в группе вам помогут создать красочные стены, мягкая уютная мебель, зоны для игр, занятий и отдыха, информационные стенды, образовательные уголки.

Оформление уголка природы в детском саду

Знакомиться с окружающей средой дети начинают с младенческого возраста, но осмысленно это происходит лишь в возрасте постарше. Начав посещать детский сад, малыши начинают учить различные явления природы, смену времен года, также у них формируется бережное отношение к растениям и животным. Оформление уголка природы в детском саду поможет деткам не только познакомиться с природой, но и полюбить ее. Также это поможет развивать в них любознательность и наблюдательность. В уголке природы можно разместить комнатные цветы, домашних животных, предметы для ухода за ними, а еще сюда можно поставить дидактический материал по теме.

Прежде чем заняться оформлением уголка природы, тщательно все продумайте. В процессе его оформления нужно не только учитывать санитарные нормы, возрастные особенности детей, учебно-воспитательную программу, а еще и проявлять фантазию и творческий креатив.

Советы по оформлению уголка природы:

  • выбирайте самую светлую и солнечную часть комнаты для уголка;
  • в уголок выбирайте неприхотливые комнатные растения, категорически запрещается ставить колючие или ядовитые цветы;
  • если у вас есть разрешение санэпидемстанции на размещение животных в уголке природы, то можно порадовать ребятишек яркими и неприхотливыми в уходе рыбками, красивым и пестрым попугаем, черепахой, морской свинкой или хомяком;
  • уместно будет разместить в уголке природы муляжи соответствующих сезону овощей и фруктов, поделки из природного материала, тематические рисунки, букеты;
  • повесьте там календарь погоды, благодаря ему дети научатся наблюдать за переменами погоды и делать соответствующие выводы;
Видео об оформлении уголка природы в детском саду

Оформление уголка для родителей в детском саду

Родительский уголок в детском саду – это одна из форм общения между воспитателями и родителями малыша. Контакт между садом и семьей имеет большое значение. Доносить к мамам и папам нужную информацию нужно как можно лучше, поэтому оформление уголка для родителей в детском саду очень важно.

В родительском уголке можно больше узнать о занятиях и успехах свои чад, о важных событиях в детском саду, получить полезные рекомендации по воспитанию детей. Ну и, конечно же, правильно оформленный уголок с полезной информацией способствует уважительному отношению родителей к педагогическим работникам и их труду.

Родительский уголок должен находиться в доступном для посетителей месте, чтобы они без препятствий могли читать и воспринимать информацию. Лучше всего прикрепить его на уровне глаз на самой освещенной стене недалеко от входа, лучше всего в правильно оформленной приемной в детском саду .

Чтобы вызвать интерес родителей к жизни группы, где воспитывается их ребенок, информация должна быть интересной, правильно оформленной и грамотно размещенной.

Шрифт при оформлении родительского уголка стоит выбирать такой, чтобы родителям не пришлось прищуриваться, а было удобно читать, четырнадцатый размер шрифта – минимально допустимый в этом случае. Информация, написанная шрифтом мельче, останется без родительского внимания. При написании статьи на уголок не пишите много педагогических фраз, статья должна быть написана на доступном для родителей языке.

Требования к родительскому уголку в детском саду:

  • краткий, четкий и удобный для восприятия материал;
  • эстетичное оформление;
  • периодически сменяемая актуальная информация;
  • доступное место размещения;
  • вся информация должна носить рекомендательный характер.

Примеры разделов стенда для родителей:

  • режим дня;
  • ежедневное меню;
  • график воспитательных мероприятий;
  • расписание занятий;
  • контроль здоровья детей;
  • уровень умений и навыков ребенка;
  • важные объявления;
  • фотоотчеты с праздников и других мероприятий в детском саду;
  • телефоны горячих линий – соц.служб, службы доверия, экстренных служб.

Оформление спортивного уголка в детском саду

В детском саду ребята получают новые навыки и умения: они учатся общаться, обслуживать себя, у них формируется культура поведения. Для разностороннего развития ребенка в систему воспитания включена и физическая культура, поэтому кроме зоны для игр должен быть спортивный уголок в детском саду, оформление которого должно быть красочным и соответствовать возрастной группе детей.

С помощью занятий физкультурой дети укрепляют мышцы своего тела, тренируют координацию движений, развивают моторику и силу рук, ритмику движений и т.д. В основном в таком случае используют шведские стенки, маты, кегли, гантели, батуты, наборы для игр, различные мячи, коврики для гимнастики. Одним из требований к мини-урокам физкультуры является музыкальный фон занятия, поэтому важно, чтобы в спортивном уголке была аппаратура для музыкального сопровождения.

Также в спортивном уголке могут быть нестандартные материалы для игр: дорожки здоровья (тканевая беговая дорожка с нашитыми пуговицами), ленточки с бумажными фигурками на концах (для тренировки органов дыхательной системы), кольцеброс, детский дартс, флажки и ленты разных цветов и т.д.

Оформление уголка творчества в детском саду

Уголок детского творчества должен стать не только настоящим его украшением, но и гордостью учреждения за своих воспитанников. Эстетические работы детсадовцев носят стимулирующий характер к достижению успехов в дальнейшем.

Зачастую оформление уголка творчества в детском саду заканчивается выставкой детских поделок. Но можно пойти дальше и устроить познавательные уголки творчества, посвященные известным творческим людям – художникам или композиторам. Или же сделать «комнату творчества», украсив ее перед Новым годом вырезанными снежинками или балеринами из салфеток. Также можно сделать новогодние игрушки своими руками, тогда получится «елка детского творчества». Или же повесить эти игрушки на елку на улице – это будет отличным оформлением детской площадки в детском саду .

Оформление патриотического уголка в детском саду

Одним из направлений работы детских образовательных учреждений является воспитание патриотического гражданина своей страны. Для реализации этой цели важен патриотический уголок в детском саду, оформление которого поможет воспитателям познакомить воспитанников с историей, государственными символами (флаг, герб, гимн, портрет президента), достопримечательностями и традициями своей страны.

Примеры разделов стенда, направленного на развитие патриотических чувств у детей младшей группы:

  • семья;
  • дом, в котором я живу;
  • я и мои сверстники;
  • мои эмоции;
  • как себя вести в общественных местах.

Видео об оформлении уголка ПДД в детском саду

Примеры разделов стенда, направленного на развитие патриотических чувств у детей средней группы:

  • те же, что и в младшей группе;
  • край мой любимый и самый родной;
  • правила дорожного движения;
  • государственная символика родного города.

Примеры разделов стенда, направленного на развитие патриотических чувств у детей старшей группы:

  • те же что и в средней группе;
  • герб моей семьи (рисунки детей);
  • семейное дерево (детские проекты);
  • народные традиции;
  • все профессии нужны, все профессии важны;
  • гордое звание «защитник Отечества»;
  • столица нашей Родины – Москва.

Обязательным атрибутом патриотического уголка является государственная символика России:

  • текстовый вариант гимна размещается на стенде, музыкальная версия должна находиться в доступном для детей месте;
  • флаг РФ – прямоугольное трехцветное полотно (белый цвет символизирует чистоту и мир, синий – веру и стабильность, красный – символ энергии, силы и пролитой крови за родную землю). В уголке возможны несколько вариантов размещения государственного флага – маленький флаг на подставке, большое настенное полотно или полотно на древке, стоящее во флагштоке;
  • герб Российской Федерации – четырехугольный щит, на котором изображен двуглавый орел с державой и скипетром. На груди орла – изображение святого Георгия Победоносца.

Также на стенде должен быть размещен портрет президента. Преимущественно его размещают по центру или слева.

У Вас есть свои предложения, как оформить тот или иной уголок в детском саду? Поделитесь своими мыслями в

2. Уголок природы в средней группе.

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.

3. Уголок природы в старшей группе.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т.д. Это могут быть 2–3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу – обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

4. Уголок природы в подготовительной к школе группе.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1–2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, – герани, фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, – амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений – период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).


К окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. 2. Опытно-экспериментальная часть по изучению влияния музыки на формирование экологического сознания у дошкольников 2.1 Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме...

Значение имеет сюжетно-ролевая игра. РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность...

Инструкция

Живой уголок обязательно необходим в дошкольных учреждениях. С его помощью дети могут научиться воспринимать красоту природы, ее естественность. Также здесь можно получить элементарные навыки по уходу за растениями и животными, научиться состраданию и милосердию по отношению к братьям нашим меньшим, бережному отношению к природе. Формирование экологической культуры закладывается именно в этом возрасте, поэтому уголок природы должен содержать не только экспонаты, но и познавательную литературу с яркими, занимательными картинками, место, где дети смогут вести собственные природные наблюдения, записывать температуру, облачность, осадки, для того, чтобы у них появилось понятие времен года, цикличности природных явлений.

Флора
Основой живого уголка являются растения. Их должно быть достаточно много, кроме того, они должны быть разнообразны, чтобы дети понимали многообразие природы. Но эти растения не должны быть очень капризны, требовать каких-либо особых условий содержания или полива синтетическими удобрениями, которые могут быть опасны . Если группа детского сада многочисленна, можно устроить соревнование, выделив каждому по горшку с землей и отростку, научив их ухаживать за ним. Дети поймут, ответственность, ведь плохой уход очень быстро покажет свои результаты в виде пожелтевших листьев. Кроме растений, должна быть литература и другие пособия по ним. Если сад оборудован проектором, то можно показать о дикой природе.

Фауна
Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в детском саду. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна - хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку - попугайчика или канарейку. Таким образом дети будут видеть, что есть различные животного мира - водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить , чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.

Источники:

  • природный уголок в детском саду

Для фиксации наблюдений за природными явлениями обычно используют специальный календарь . Его изготовление не займет у вас много времени. Эта работа предоставит прекрасную возможность проявить фантазию и применить творческие способности на практике.

Вам понадобится

  • - лист плотной бумаги;
  • - простой карандаш;
  • - линейка;
  • - цветные карандаши;
  • - фломастеры.

Инструкция

Положите лист бумаги формата А3 горизонтально. Сделайте рамку шириной 4 см. В верхней части получившегося прямоугольника отчертите строку высотой 2 см. Оставшуюся зону разбейте на таблицу со следующим количеством ячеек: семь по длине и пять по ширине. Выполните работу сначала простым карандашом, затем обведите все контуры темным фломастером.

Запишите по порядку в отделениях заглавной строки. Ниже впишите числа календаря на определенный месяц года. Разместите цифры у левого верхнего угла каждой клетки. Не делайте их слишком крупными, оставьте достаточно свободного места для записи температуры воздуха и нанесения значков, обозначающих те или иные атмосферные явления.

Оформите рамку. Над таблицей напишите крупными буквами название месяца. У нижнего края листа нанесите условные обозначения. По правому и левому краю выполните с характерными признаками времени года. Например, для календаря на декабрь украсьте рамку снежинками, к маю подойдут цветы, к сентябрю - разноцветные листья и т. п.

Придумайте условные обозначения для атмосферных явлений. Так ясную погоду можно изобразить солнышком, простым желтым кругом или улыбающейся рожицей. Пасмурный день обозначьте соответственно тучкой, затененным кружком или грустным лицом. Определите значки для дождя, снега, града, тумана, сильного и слабого ветра.

Видео по теме

Обратите внимание

Календарь наблюдений можно оформить на листе меньшего или большего размера. Соответственно следует изменить ширину рамки и высоту заглавной строки таблицы.

Полезный совет

Календарь наблюдений может стать оригинальным подарком ко дню рождения, началу учебного года и пр. В этом случае необходимо украсить рамку особенным образом. Очень нарядно будет смотреться объемная аппликация из цветной бумаги. Сюжетом для нее может стать морская тема, изображение цветочного луга и т.п. Название месяца и числа лучше всего выложить специальными наклейками.

Не важно, как называть место за городом: сад или дача - желание отдохнуть на свежем воздухе под тенью деревьев и без лишней суеты вокруг будет всегда. Как лучше всего обустроить такое место для себя, зависит, в первую очередь, от доступного свободного места и материалов.

Во-первых, стоит взять в расчет, какого размера вы хотите собственное место для отдыха. Кому-то достаточно и гамака между деревьями в тени, а кто-то готов выстроить целую беседку с полноценной крышей и соответствующим внутренним обустройством.

Если вы все же решили отмести вариант с гамаком ввиду недостаточности уединенности, то вариантов для создания уголка может быть несколько.

Строительство дешевой беседки

Выбрав идеальное место, вам в любом случае стоит либо выровнять землю для установки стола и кресел или дивана, либо сделать полноценный пол. Для пола может подойти заливка бетоном или укладка плит. Стоит использовать материал, который не будет гнить и не потеряет форму от влажности.

Сама беседка может быть двух вариантов – с крышей и без. Строительство без кровли может ограничиться простым вбиванием металлических или деревянных столбиков по кругу. Сверху достаточно пустить тонкие металлические или деревянные пруты. По этой незатейливой конструкции можно пустить виноград, который буквально за пару месяцев разрастется и затянет все от солнца, создав искусственную тень. Его преимущество в том, что растению можно задать любую форму, а по своей сути растение очень неприхотливо.

Если такой вариант кажется очень сложным и непрактичным, можно нарезать ивовых лоз, из которых сделать плетеный домик. Если оставлять просветы, в нем будет и достаточно солнечно, и в тоже время многие звуки не будут достигать площади внутри.

Все вышеперечисленные варианты были достаточно бюджетные и простые по своему исполнению.

Строительство полноценной большой беседки

Идей проектов беседки с крышей гораздо больше, но у них всех много общего. Это строение, имеющее каркас в виде бруса или бревен, обшитых досками. Для большей красоты можно добавить узорную резьбу по дереву. Высота обшивки, как правило, доходит до пояса взрослому человек, а все остальное пространство оставляется открытым для обеспечения проветривания.

Крыша также представляет собой деревянный каркас: либо двускатный, либо прямой с уклоном в одну из сторон. Такой выбор дает возможность стока воды в дождь.

В таком месте внутри можно поставить что угодно, не боясь за сохранность из-за погодных условий. Но все же для любого места отдыха достаточно складного шезлонга или простых стульев. В таком месте вы всегда сможете отдохнуть после работы на грядках или просто выбраться во время жары почитать.

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
  • В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
  • В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

  • Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
  • Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
  • Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату . В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум .

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

  • В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
  • В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
  • В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

  • Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
  • Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .