Идеи клумб в детском саду. Клумбы и цветники своими руками из подручных средств: идеи, дизайн, оформление, фото. Какие посадить многолетние, неприхотливые цветы для клумбы, цветущие все лето? Как красиво украсить клумбу в саду, на даче, во дворе и возле ч

Варианты обустройства цветочных клумб своими руками из подручных средств.

Клумба на даче, в саду своими руками для начинающих из покрышек: оформление, фото

Цветочные клумбы занимают почетное место на дачных, садовых участках. Красивые цветы радуют глаз и улучшают настроение не только хозяев, но и прохожих, которые видят такую красоту.

Согласитесь, обрамление клумбы не менее важно. Цветы, высаженные в красивом ограждении, делают клумбы аккуратными и куда более привлекательными.

Можно купить готовые ограждения различной формы: пластиковые, металлические, деревянные. А также разнообразные причудливые емкости: вазы, горшки, бочки и др. К сожалению, подобные приспособления могут здорово ударить по карману. Поэтому люди с хорошей фантазией нашли выход — делать ограждения из подручных материалов. Это не только способ сэкономить деньги, но также возможность интересно провести время.

У многих семей на дачном участке найдутся вещи, которые давно пора выбросить. Не спешите расставаться со старыми вещами, подарите им новую жизнь. Например, старые автомобильные покрышки.

Клумбы из старых вещей

Прежде чем приступить к превращению покрышки в «домик для цветов», ее следует подготовить:

  • Тщательно отмыть следы загрязнений
  • Обезжирить покрышку ацетоном или уайт-спиритом
  • Нанести краску в один слой или нарисовать узоры

Важно: Для оформления клумб хорошо подойдут стертые покрышки, на них легче наносить краску.

Таким нехитрым путем можно получить хоть и столь современную, но вполне достойную альтернативу дорогому ограждению.

Автопокрышки можно разместить по периметру клумбы, расставить в шахматном порядке, поставить одну на другую или подвесить на дерево. Любой из вариантов, если его со вкусом обыграть, будет смотреться красиво.



Автомобильные покрышки послужат оградой для красивой клумбы Подвесная клумба из шины

Также при помощи острого ножа и мыльного раствора можно вырезать из шин фигурные ограждения.



Вазон из покрышки

Красивые вазоны из подручных материалов

Видео: Клумбы из автомобильных шин

Как сделать клумбу своими руками из камней?

Чудесные стильные клумбы получаются из камней. При правильной укладке камня клумба прослужит долгое время.

Чтобы сделать многоярусную или высокую клумбу из камня необходимо обладать определенными навыками и знаниями.

  • Прежде всего следует сделать фундамент достаточной глубины.
  • При укладке камней используйте цементный раствор для заполнения зазоров.
  • Также сделайте в ограждении дренажные отверстия.
  • После застывания цемента, нанесите на швы между камнями герметик для того, чтобы не образовывались трещины.

Важно: Закрепляйте камни цементом только с внутренней стороны клумбы, чтобы внешняя сторона имела вид аккуратной сухой кладки.



Клумбы из камня

Красивая клумба из камня

Есть и простой способ оградить клумбу. Достаточно вырыть неглубокую траншею, засыпать ее щебнем наполовину, а затем обложить декоративными камнями.



Современная клумба, декорированная камнем

Простая клумба

Ландшафтный дизайн

Для сооружения клумбы используются следующие камни:

  • Речная и морская галька
  • Сланец
  • Доломит
  • Базальт
  • Мраморная крошка


Высокая клумба

Как сделать клумбу своими руками из кирпича?

Кирпич — еще один подходящий материал для ограждения цветников.

Из кирпича можно сделать не просто красивую декоративную ограду, но также предотвратить разрастание сорняков по всему участку.

Важно: При выборе цвета кирпича следует учитывать цветовую гамму участка. Желательно, чтобы цвета сочетались между собой, тогда кирпичная клумба гармонично впишется в общую картину.

Клумбы из кирпича можно сделать разной высоты:

  1. Высокие
  2. Низкие
  3. Многоярусные
  4. Бордюр

Конфигурация также не ограничена одним или двумя вариантами. Если позволяет пространство можно сделать многоугольную клумбу, закругленную или любой формы.

Часто кирпичные клумбы примыкают к стене.



Клумба у дома

Процесс возведения клумбы из кирпича такой:

  1. Сначала наметьте клумбу.
  2. Затем по контуру выкопать траншею.
  3. После этого уложите кирпичи в один ряд.
  4. На следующий день утрамбуйте кирпичи, пройдясь по ним.
  5. Теперь необходимо закрепить кирпич раствором: насыпьте в щели смесь цемента и сухого песка, щеточкой распределите смесь равномерно, затем с помощью шланга и насадки для распыления воды смочите верхний слой кирпича.
  6. Щеточкой аккуратно уберите остатки раствора с кирпича.
  7. Дайте раствору время для высыхания.


Ограждение клумбы из кирпича

Если вы хотите сделать высокое ограждение, делается это так:

  1. Сначала выкопайте траншею
  2. Засыпьте ее не до конца дренажем: песок, щебень, крошка
  3. Затем сделайте кладку кирпича с цементным раствором.
  4. Стенку из кирпича выкладывайте немного внутрь.


Угловая клумба из кирпича

Необычное ограждение для клумбы

Высокая круглая клумба

Как сделать клумбу из бетона?

Клумбы с бетонным ограждением выглядят довольно громоздкими, но в то же время они лаконичны. Бетонные клумбы имеют ряд достоинств и недостатков.

Начнем с достоинств :

  • Бетон долговечен, клумба не разрушится под воздействием осадков.
  • Материал долго сохраняет свой эстетический вид.
  • Бетонную клумбу не повредят вандалы и не украдут. К сожалению, такое тоже случается.

Немного о недостатках :

  • Бетонные клумбы громоздкие, занимают много места. Это не подходит для маленьких участков.
  • Перенести такую клумбу вы не сможете, если вдруг понадобится изменить дизайн участка. Придется полностью ее сносить.
  • Бетонные клумбы по своему стилю подходят не каждому участку. Иногда они лишь усиливают серость и безликость территории.

Бетонные ограждения и вазоны могут здорово смотреться, если правильно их разместить и посадить подходящие цветы.

Важно: Практичность бетонной клумбы полностью зависит от качества раствора. Для хорошего раствора нужно взять по 1 ведру цемента, воды и щебня, а также 3 ведра песка.

Чтобы сделать ограждение из бетона, сначала нужно сделать опалубку — каркас, который впоследствии заполняется раствором.

Залитый раствор разровняйте шпателем и подождите, пока он высохнет. В готовом ограждении просверлите отверстия для дренажа. Клумбы из бетона можно покрасить фасадной краской, выложить мозаикой или красивыми камнями.



Бетонные ограждения для цветников

Ограждение из бетона

Клумба в бетоне

Из бетона можно сделать причудливые вазоны. Для этого раствор заливается между двумя емкостями, неодинаковыми по диаметру.



Создание вазонов из бетона

Бетонный вазон для цветов

Как сделать клумбу из пластиковых бутылок?

Пластиковые бутылки — сырье, доступное по цене. Конечно, клумба из пластиковых бутылок выглядит не так дорого и добротно, как кирпичная или бетонная, но имеет свои преимущества.

Такое ограждение легко починить, достаточно заменить необходимые элементы.
При необходимости клумбу легко можно убрать, заменить на новую.

Важно: Перед укладкой или закапыванием бутылки нужно наполнять землей. Так они будут прочнее держаться.

Посмотрите, какие клумбы можно сделать из пластиковых бутылок.



Ограждение клумб пластиковыми бутылками

Яркая клумба

Клумбы из пластиковых бутылок

Как сделать клумбу деревянную?

Деревянные ограждения хорошо гармонируют с зелеными газонами на участке. Деревянные клумбы могут быть самой разной формы.



Аккуратная деревянная клумба

Цветы в деревянном колесе

Высадить цветы можно в старом высохшем дереве. Получится оригинальная клумба.



Клумба в старом бревне

Деревянная ограда в виде поезда

Как сделать клумбу вертикальную?

Вертикальные клумбы украшают территорию, к тому же экономят место.

Вертикальные клумбы делятся на:

  • Подвесные
  • Настенные
  • Наземные


Разновидности вертикальных клумб

Любую вертикальную клумбу можно изготовить по одинаковой схеме:

  1. Подготовьте прочную основу;
  2. Позаботьтесь о системе полива;
  3. Засыпьте основу грунтом;
  4. Закрепите сетку для того, чтобы земля и растения удерживались, если это необходимо;
  5. Высадите растения.

Идеи вертикальных клумб на фото ниже.



Цветник в пластиковой трубе

Вертикальная клумба в старом поддоне

Вертикальная клумба

Как сделать клумбу круглой формы?

Важно: При выборе формы клумбы берется во внимание наличие свободного места, дизайн окружающей территории и личные пожелания. Желательно, чтобы форма клумбы сочеталась с близлежащими строениями.

При высадке круглой клумбы следует учитывать основные правила :

  1. По центру высаживайте высокие цветы
  2. Затем растения средней высоты
  3. По краям карликовые цветы

В этом случае клумба будет выглядеть правильно, красиво и актуально. Или же все цветы должны быть одинаковой высоты, но можно поиграть с цветами.



Ландшафтный дизайн клумбы

Клумба круглая

Суккуленты в старом тазу

Клумба у дерева

Как сделать клумбу прямоугольной формы?

Клумба прямоугольной формы еще называется рабатка. Обычно на такой клумбе высаживаются цветы одинаковой высоты. Но цвета здесь могут быть самыми разнообразными.



Ограждение прямоугольной формы

Прямоугольные клумбы часто бывают вертикальными.

Клумба своими руками

Можно сделать декоративную прямоугольную клумбу из старой кровати. Главное, чтобы она была расположена к месту.



Клумба из старой кровати

Как сделать клумбу многоярусную?

Основным преимуществом многоярусной клумбы является экономия пространства. Места такая клумба занимает мало, а цветов можно высадить много.

Изготавливаются многоярусные клумбы из различных материалов:

  • Кирпич
  • Бетон
  • Дерево


Многоярусная клумба у дома

Цветник в несколько ярусов

Ограждение для клумбы

Клумба для дачи

Соорудить многоярусную клумбу можно довольно оригинальным способом. Например, из старого комода.



Клумба своими руками

Красивые заборчики и ограждения для клумб и цветников: дизайны, фото

По состоянию клумб на участке можно судить о любви хозяина к своей территории, к своему дому. Красивая ограда способна сделать клумбу нарядной, ухоженной. Ниже несколько вариантов красивых ограждений, которые вы можете воплотить на своем участке.



Простая и красивая клумба

Ограждение из камня для уличных цветов

Ландшафтный дизайн

Важно: Популярная тенденция в ландшафтном дизайне — оформление клумбы при помощи старых подручных вещей.

В руках человека с хорошо развитой фантазией те вещи, с которыми давно пора расстаться, приобретут новую жизнь.



Необычная передвижная клумба Необычное оформление цветника

Красивые цветочные клумбы и цветники на даче, в саду, во дворе частного дома, перед домом, вдоль забора, у подъезда многоквартирного дома, в ландшафтном дизайне своими руками: примеры оформления, дизайн, фото

Еще несколько идей по формированию красивых клумб на различных территориях: около многоэтажек, в саду, вдоль забора.



Растения вдоль забора

Ландшафтный дизайн у подъезда

Небольшая клумба в саду, на даче, во дворе

Цветник во дворе

Какие посадить многолетние, неприхотливые цветы для клумбы, цветущие все лето?

Даже самое красивое ограждение может стать незамеченным или вовсе помехой, если вовремя не позаботиться о высадке растений. Все же цветы — это главное в клумбе.

Несколько советов, как разбить клумбу:

  1. Перед тем, как разбить клумбу с нуля, набросайте схему на бумаге. Учтите все освещенные и затененные места, это повлияет в дальнейшем на выбор растений.
  2. Клумбу должно быть хорошо видно с фронтальной стороны и/или из окон.
  3. Планируйте высадку цветов с тем учетом, чтобы была возможно полить каждый цветок, не повредив другие.
  4. Если почва глинистая или песчаная, перед посадкой стоит обогатить ее компостом, органикой.
  5. В клумбе должен быть хорошая дренажная система, чтобы вода не застаивалась.

Если ваша цель — посадить красивые, но неприхотливые в уходе цветы, стоит обратить внимание на такие виды:

  • Люпин
  • Василек многолетний
  • Купальница
  • Мелколепестник
  • Эхинацея
  • Лилейник
  • Гипсофила
  • Примула
  • Дельфиниум
  • Английская роза
  • Анютины глазки
  • Флоксы


Буйное цветение во дворе

Видео: Цветы, которые цветут целое лето

Клумба непрерывного цветения: схема посадки

Клумба непрерывного цветения — мечта для многих дачников. Воплотить эту мечту в жизнь не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для этого нужно знать методику посадки цветов, условия полива и подкормки каждого вида, совместимость видов, требования к освещению, а также сроки цветения.



Клумба непрерывного цветения: схема 1

Клумба непрерывного цветения: схема 2 Клумба непрерывного цветения: схема 3

Клумба непрерывного цветения: схема 4

Как видите, идей по созданию клумб и ограждений для них своими руками очень много. Вооружитесь терпением и вдохновением, и сделайте из своего участка цветущий райский уголок.

Видео: Как разбить красивый цветник?

Цветники, клумбы, альпийские горки - страсть многих дачников. Как устроить их правильно, чтобы радовали глаз и требовали меньше ухода? Какие растения посадить в бордюры, рокарии и миксбордеры? Подробно о размещении цветов в саду.

Цветочное оформление в саду играет особую роль. Когда цветы хаотично разбросаны по всему участку или же высажены «методом тыка» в случайные места, значительная часть их очарования может быть утрачена, скрыта от взора другими растениями или «убита» неудачным сочетанием. Для достижения максимального декоративного эффекта растения в цветнике должны подбираться по цветовым оттенкам, размерам и срокам цветения. Очень важно при устройстве цветника учитывать такие факторы, как освещенность выбранного места, доступность для обзора, сочетаемость с фоном, возможность регулярного полива.

В идеале любой цветник необходимо сначала спроектировать, создать его эскиз на бумаге и лишь затем переносить на местность. В цветниках выделяют, как правило, три части. Задним фоном служат крупномерные растения, цветущие со второй половины лета до осени, на среднем плане — среднерослые экземпляры, большинство из которых радует цветением в начале — середине лета. На переднем плане размещают низкорослые многолетники. Луковичные высаживаются в средней части цветника, что дает возможность прикрыть увядающую листву после отцветания. Необходимо спланировать цветник в динамике — представить смену красок с ранней весны до поздней осени.

Бордюр

Бордюр — низкая узкая и плотная полоса, составленная из одного-двух видов ковровых растений, отличающихся высокой компактностью. Бордюры применяют как окаймление краев клумб, рабаток, проходов. Бордюр является цветовым обрамлением композиции, подчеркивающим ее линейный рисунок. Высота и ширина бордюра от 10 до 100 см, наиболее распространенными являются высота 10-50, ширина 30-60 см.

Цветы в бордюре располагают по высоте: от самых низких, стелющихся — ближе к дорожке — к средним и высоким на заднем плане. Это помогает осуществить плавный переход от горизонтальной поверхности к вертикальной и одновременно показать во всей красе каждое растение.

В бордюрных посадках чаще всего используются растения, отличающиеся не только компактным ростом, но и плотной фактурой куста, умеренной скоростью разрастания, способностью поддерживать форму в течение длительного времени.

Клумба

Клумба — цветник геометрической формы (круглой, квадратной, прямоугольной и др.). Их размещают в наиболее парадных местах сада.

Выделяют два вида клумб. Первый из них — ковровая клумба — создается из низкорастущих цветочных растений, которые как бы создают «шапку» над поверхностью земли. Второй вид клумбы — цветочная — создается из крупноцветущих ярких растений, обладающих длительным сроком цветения. Для высаживания на клумбах используются как однолетние (петуния, лобелия, бегония, алиссум и др.), так и многолетние растения (незабудка, хоста, пион, мак). Для клумбы важно одновременное непрерывное цветение растений.

Рабатка

Рабатка — цветник прямоугольной формы, в виде узких полос шириной от 1 до 2-2,5 м, как правило, размещаемых вдоль дорожек. Рабатки устраивают в регулярных садах как многорядные посадки одного или нескольких видов растений.

Возле домов, хозяйственных построек, а также дорожек используют односторонние рабатки, у которых более крупный компонент вынесен на задний план. Для оформления дорожек также используют двусторонние рабатки с подъемом вдоль срединной линии.

Партер

Партер — сложный цветник, образованный газонами, клумбами, рабатками, а также фонтанами и скульптурами, составляющими единое целое. Простейшие партеры могут состоять из газона с цветочной рабаткой или бордюром по краям. Важной частью партера, как и бордюра, являются ковровые растения, отличающиеся малым ростом и густотой покрытия.

Солитерные, или одиночные, посадки

Одиночные, как правило, крупные экземпляры растений выполняют роль акцентов в наиболее значимых композиционных местах сада: возле дома, в местах отдыха, на газоне, на повороте дорожки. В качестве солитеров используют растения с красивой формой куста, крупными цветками или оригинальными соцветиями, эффектными или необычно окрашенными листьями.

Группы

Групповые посадки — наиболее распространенный вид ландшафтного цветочного оформления. Они имеют свободное очертание и должны хорошо просматриваться со всех сторон. Группы составляют из растений одного вида (чистые) или нескольких (смешанные).

Миксбордер

Миксбордер — смешанные растительные группировки, включающие в себя не только цветочные растения, но и кустарники, а также хвойники. Миксбордеры характеризуются сортовым разнообразием и многократной сменяемостью цветения растений в течение всего сезона. Растения подбирают по высоте, совместимости экологических факторов, скорости разрастания культур и срокам цветения.

Низкие растения размещают на первом плане, самые высокие — на заднем; переход от низких растений к высоким должен быть плавным, но достаточно динамичным; среднерослые растения занимают более значительное пространство, чем высокие. Горизонтальный фон чаще всего создают с помощью газона.

Цветники в стиле Natur Garden

Natur garden — одно из стилевых направлений дизайна садового ландшафта. Суть цветника в стиле Natur garden — подражание природным растительным сообществам. Главный смысл таких цветников — свести к минимуму уход за ними, чтобы не нарушать их естественность. Такие композиции составляют главным образом из аборигенных (местных) видов или сходных с ними иноземных видов.

Рокарии

Эти декоративные формы популярны среди тех, кто хочет создать у себя участок горного ландшафта. Неотъемлемой чертой этих декоративных форм являются тщательно подобранные камни, на которых как бы ненавязчиво, в естественном беспорядке, размещаются растения.

Рокарии бывают нескольких типов:

  • рокарий на плоскости;
  • альпийская горка;
  • рокарий-терраса;
  • подпорная стенка и сухая каменистая стенка;
  • плитчатая дорожка с трещинами между плитами.

В рокариях зимой холоднее, летом жарче; хороший дренаж способствует быстрому высушиванию почвы, небольшой объем почвы определяет недостаточность питательных веществ. Эти условия определяют принципы подбора ассортимента растений для рокариев. Они должны быть засухоустойчивы, зимостойки и нетребовательны к плодородию почвы.

Наиболее эффектно смотрятся низкорослые декоративнолиственные культуры (гвоздики, гейхера, очитки и т.п.). Быстро отцветающие луковичные (эфемероиды) могут использоваться как весенние акценты.

Древесные растения в рокариях выживают редко, наиболее применимы низкие виды: можжевельник казацкий (Juniperus sabina), кизильник горизонтальный (Cotoneastr horizontalis), спиреи и т.п.

Качество рокария зависит от применяемых технологий при его строительстве и агротехнике выращивания растений. Лучше всего камни выкладывать не на грунт, а на продырявленную пленку или плотный нетканый укрывной материал, которые затем засыпаются инертным материалом (гравий, галька, щебень и т.п.).

Контейнеры

В последние годы все большую популярность приобретает контейнерное озелененение. Оно как нельзя лучше подойдет для оформления небольших дачных пространств, террас, патио и беседок. Контейнерами традиционно называют емкости, куда высаживают растения, они могут быть различной формы, размеров и сделаны из разных материалов: деревянные, бетонные, пластиковые, керамические и даже кирпичные. В последние годы в продаже появились специальные крупные, многоярусные металлические контейнеры. Тип контейнера для цветов выбирают в зависимости от места, которое нуждается в украшении. Они бывают подвесные, настенные, напольные.

Подвесные и настенные контейнеры служат для создания ярких, броских пятен в окрестностях дома (на фонарях, деревьях, креплениях навесов, стенах домов и т.п.). Их использование ограниченно, т.к. субстрат в них быстро пересыхает, перегревается или, наоборот, охлаждается. В них высаживают композиции из засухоустойчивых, ярких однолетников со свисающими побегами: лобелия группы «Каскад», петуния сурфиния, эвкалипт травянистый, пеларгония плющелистная и т.п.

Создание подвесного контейнера — довольно сложная технологическая задача, т.к. важно иметь субстрат, хорошо удерживающий влагу и не перегревающийся. Для условий Подмосковья такая емкость должна иметь на дне дренажный слой, над ним слой сфагнумового мха (или специальных полимеров), способных поглощать и удерживать влагу, слой нетканого материала, слой плотной, влагоемкой, плодородной почвы, в который и высаживают растения. Поверхность почвы обязательно мульчируется для защиты от перегрева и иссушения.

Нижнюю часть фасадов украшают растения, посаженные в напольные контейнеры. Такие емкости могут быть разных размеров. В крупных (глубиной 50-80 см) можно выращивать не только цветы, но и кустарники (можжевельник казацкий, спиреи, дерен, бересклет, некоторые барбарисы). Весеннее цветение обеспечивают мелколуковичные (мускари, крокус, хионодокса) и луковичные культуры (тюльпаны и нарциссы). Позднее их заменяют цветущими однолетниками, в том числе вьющимися (ипомея, настурция, душистый горошек и др.). В напольных контейнерах хорошо перезимовывают вечнозеленые почвопокровные растения, образующие свисающие побеги: будра, тимьян, барвинок, ясколка.

Обсуждение

Комментировать статью "Клумбы и цветники для сада - своими руками. 10 интересных способов"

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и посадила в клумбы около дома (прямоугольные) в центр по 1 гортензии метельчатой(Меджик...

Обсуждение

А нам вот эти ребята делали проект участка, причем недорого, у них и свой питомник есть[ссылка-1] , очень много вариантов предлагают, мы довольны остались)

Как-то видела гортензию с Астильбами в цвет, нужной высоты. Красиво очень.
Можно компактый красивый можжевельник. Но если гортензия вымахает - друзей придется отсадить, так что если совсем без риска - летники. Типа любимой лобелии)

Клумба для начинающих. Как создать клумбу на даче. Цветник из однолетних и многолетних Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и...

Обсуждение

Простите, опять влезу: может там для скамеечки место выделить? Вот пошла посмотреть что еще там в тени мучается и поняла, что виноград декоративный очень бодр. Может с ним поиграть?

Вот статейка про мифы о посадках возле березы [ссылка-1]
Не все у нас зимует, но вполне что то выбрать можно

Ох, думаю под березой не выживет ваша клумба(как и под любым другим деревом, тень, нехватка влаги, микроэлементов) Мы с мужем удалили все деревья на участке при помощи отличных ребят [ссылка-1] Просто свалили деревья, хотя жаль(Но у нас теперь растет все: и овощи, и фрукты, и клумбы!

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев Хочу мульчу на клумбы засыпать, между розами, между кустиками гортензий, лапчатки и т.п. какую...

Обсуждение

Сорняки в цветнике очень животрепещущий вопрос. Давайте совместными усилиями бороться. Девочки не молчите, делитесь СВОИМ опытом!

Я покупаю шелуху от кедровых орехов. 3 года проблем с сорняками не знала, в этом году обновила. С моей точки зрения смотрится эстетичнее, чем кора и опилки.

Посоветуйте многолетники для клумбы. Цветы. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты...

Обсуждение

пионы, хвойники, хризантема, среднерослый дельфиниум, гипсофила, низкорослый люпин, колокольчики всякие, нивяник, тысячелистник, турецкая гвоздика (она будет давать самосев, естественно возобновляться)
Беспроблемные летники вот такие всегда оправдывают себя и не требуют особенного ухода: низкорослый декоративный подсолнух типа медвежонок и бархатцы

23.05.2014 22:59:00, Тяпчик

Клумба. Цветы. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Программа экологического воспитания и обучения в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными, и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят. При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на своей территории.

Кроме того, воспитатель должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину.

Глава 1. Цветник на участке дошкольного учреждения.

1.1. Организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы они достаточно рано поняли, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого - развивающей среды в ДОУ.

Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.), она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
    создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
  • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
  • наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия круглый год неодинаковы - они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Человек в трудные моменты помогает растениям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву, утепляет некоторые растения на зиму.

У детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений - задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.

Развиваются эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и радуга цветов летом, покой заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветное осеннее увядание и т.д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участию в практических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.).

1.2 Роль цветника в воспитательно-образовательной работе с детьми

Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать уголок природы и зелёные зоны на участке. Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, деятельностного, ценностного, нормативного.

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на участке, в цветнике. В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

В цветнике в течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь растения со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода существования неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений.

Расширять знания о природе, полученные детьми раннего возраста, закреплять и углублять интерес и любовь к природе начинают в первой младшей группе.

В этом возрасте в цветнике педагог рассматривает с детьми растения, обращает внимание на их различную окраску, форму и величину: флоксы - высокие, белые, розовые, а бархатцы - низкие, желтые, оранжевые. Для лучшего восприятия детьми младших групп на клумбу следует высаживать растения одного наименования и одного цвета: например, посадить только белые нарциссы или только красные маргаритки.

С двух лет детям прививают бережное отношение к природе. Например: «Как хорошо у нас в саду, много красивых цветов! Мы не будем их рвать, польем водой, чтобы в нашем саду стало еще лучше».

Чтобы закрепить у детей полученные знания, можно поиграть с детьми в такие игры, как «Покажите мишке цветник. Что там растет?».

Детей второй младшей группы привлекают к систематическим наблюдениям природы во все времена года, знакомят с характерными особенностями каждого сезона. Нужно подвести их к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.

В начале осени цветники детских садов украшают разноцветные астры, бархатные темно-красные георгины, высокие гладиолусы самой разнообразной расцветки. Внимательно рассмотреть с детьми форму и окраску цветков, обратить внимание на их красоту.

Нельзя разрешать детям обрывать лепестки цветков, мять их. Небрежное отношение к растениям перейдет в дурную привычку, которую потом трудно будет искоренить.

Воспитатель знакомит детей с весенними явлениями, учит искать связь между живой и неживой природой: солнце ярко светит и греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы. В скверах сажают деревья, кустарники, в цветниках - цветы. Вместе с детьми воспитатели сеют на грядках семена цветов и овощей, приучают поливать их. Нужно показать малышам огород, дорожки, по которым можно ходить, грядки с бороздками, в которые сеют семена.

Малыши знакомятся с весенними цветущими растениями: подснежник, медуница, примула.

В летний период воспитатели поддерживают у детей интерес к цветам, знакомят с новыми растениями, учат беречь их.

Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. Они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами.

У детей воспитывают интерес к природе, способность любоваться ею в разное время года, в разную погоду, стремление охранять ее. Развивают интерес к труду взрослых и желание трудиться самим.

Осенью стоит обратить внимание, что в цветнике стало меньше цветущих растений. Рассмотреть цветы, оставшиеся в цветниках.

Дети средней группы уже могут собирать семена в цветнике. Надо научить их делать это осторожно, чтобы не помять стебли. Нужно собирать семена не более двух растений, например настурции и ноготков, чтобы малыши могли сравнить их и складывать в две коробочки. Про каждое растение можно рассказать что-нибудь интересное, загадать загадку, прочитать стихотворение.

Летом дети средней группы могут помогать пропалывать сорные растения в цветниках, поливать цветы, удалять отцветшие растения. С воспитателем устанавливают период и продолжительность цветения растений.

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Воспитатель продолжает развивать способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках; воспитывает у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Воспитатель закрепляет и углубляет трудовые навыки и умения детей, приучает старательно, аккуратно выполнять трудовые поручения, развивает желание помочь старшим.

В летний период дети рассматривают, какие растения остались на клумбах и рабатках в цветнике, какие из них цветут. Надо объяснять им, что растения, которые растут и цветут только одно лето, называются однолетними. Другие растения многолетние, корни их зимуют в почве. Детям рассказывают и в процессе работы показывают, что у многолетних растений на зиму отмирают надземные части, а весной отрастают вновь. У некоторых травянистых растений луковицы и корневища сохраняются зимой в земле.

На участке детского сада нужно иметь цветник, чтобы дети могли наблюдать рост, развитие, цветение растений и научились ухаживать за ними. Можно обратить внимание на растения огорода и цветника: утром они свежие, упругие; днем поникшие, а к вечеру опять поднимаются.

После многократных наблюдений за жизнью растений дети вывод, что растения растут на определенных местах, в определенных условиях. Одни любят солнце, другие - тень, одни любят влажную почву, другие - сухую.

На прогулках в подготовительной группе дети под руководством воспитателя продолжают наблюдать за погодой и сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений воспитатель закрепляет представления детей. Они должны хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света. Педагог развивает у детей умение обобщать накопленные представления о природе, формирует понятия о различных явлениях, воспитывает любовь к природе, способность воспринимать красивое, знакомит с природоохранной деятельностью в нашей стране, показывает труд людей на огороде, в поле, в саду, на скотоводческих фермах.

Все посаженные растения называют культурными, а такие, как одуванчик, сурепка, первоцвет, растут сами, их никто не сажал. Эти растения называют дикорастущими.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является настурция. Она имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно).

Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Воспитатель включает наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

Все эти знания и навыки необходимы для подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать, и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и др. Основное средство познания природы - наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь.

1.3. Требования к цветнику

Всегда при планировании и озеленении участка детского учреждения учитывается основное правило: вся растительность здесь отвечает требованиям безопасности для здоровья и жизни детей, а также служить их экологическому воспитанию. На участках создается развивающая предметная среда, которая используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Устройство цветников не только украшает территорию детского сада, но и позволяет проводить занятия с детьми, приучая их наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Важно помнить, что некоторые цветы, особенно с сильным запахом, могут быть причиной аллергических реакций у малышей.

В детском учреждении нельзя применять химикаты, т. к. дети могут отравиться. Для борьбы с вредителями лучше применять настой чеснока, бархатцев, томатов, табака. Скошенную или обрезанную ботву настаивают в водном растворе и опрыскивают этим настоем растения. Можно применять мыльный раствор.

На участке ДОУ должно быть много цветов. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.

В разных местах участка могут расти и однолетники, и многолетники, и двулетники. Растения должны быть простыми в уходе, долгоцветущими.

Цветники рекомендуется разбить так, чтобы цветение растений не совпадало по времени. Например, весной начинают цвести тюльпаны и нарциссы, с начала лета цветут пионы, гвоздики и дельфиниумы, затем – флоксы, гладиолусы, георгины. До поздней осени цветут хризантемы, многолетние астры, рудбекии. Эти растения многолетние и требуют лишь подкормки, обработки почвы и удаления сорняков.

Все растения цветника требовательны к почве, которая должна быть рыхлой, питательной, а ее слой довольно глубоким, соответственно корневой системе.

Если почвенный слой неглубок и под ним залегает глина, песок или подзол, его надо заменить плодородным.

1.4. Виды цветников.

При создании цветника используют различные формы цветочных насаждений. Наиболее распространенными из них являются клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге.

Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре, по мере удаления к краям - растения средней высоты, по краю - очень низкие бордюрные.

Рабатки - это длинные, узкие клумбы, устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают рядами. Поверхность рабаток всегда ровная, лишь слегка приподнятая к центру, чтобы избежать застоя воды.

Зеленые газоны служат хорошим фоном для цветников. Особенно украшают их высаженные группами многолетники и цветущие кустарники. Почву под газоны подготавливают с осени. Посев семян производят ранней весной, когда почва еще влажная.

Бордюр - часть цветника, форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных или декоративно-лиственных однолетних или многолетних растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, рабаток, газона, аллей. Иногда бордюры называют рамкой или каймой.

Партер – орнаментальный сложный цветник, участок, в котором выращивают декоративные растения. Часто это парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале участка. В садово-парковом искусстве партер представляет собой декоративное устройство на горизонтальной плоскости в строго выдержанном стиле цветочно-декоративного оформления, которое устраивают на площадке перед зданием. Паркер состоит из нескольких элементов (газонов, специально подобранных декоративно-лиственных и цветочных растений, дорожек, малых форм архитектуры), объединенных и организованных цветочной композицией в единое целое. В партерах преобладают газоны с клумбами и рабатками с яркими и долго сохраняющими декоративность растениями.

Цветочные часы – набор высаженных на небольшой площади травянистых растений, цветки которых открываются и закрываются в определенное время суток (с точностью до 30 мин. – 1 час).

Альпийские горки начинают приобретать все большую известность в озеленении, особенно на небольших участках. Главное условие для растений альпийской горки - это хороший дренаж и освещение. Больше всего подходят южные, юго-восточные и юго-западные стороны. Выбор места для горки - важный момент. Она хорошо смотрится на фоне каменной стены, деревьев, ограды, затененной вьющимися растениями. Вертикальное озеленение - декоративное оформление зеленью и цветущими растениями больших пространств по вертикали - применяют в тех случаях, когда в связи с небольшой площадью участка нет возможности устроить цветник или когда необходимо декорировать фасады зданий, заборы. Для вертикального озеленения хорошо применять вьющиеся растения: виноград дикий, бобы садовые, настурцию, горошек душистый.

Для оформления цветника можно использовать красиво цветущие кустарники и травянистые декоративные растения. По продолжительности жизни в открытом грунте декоративные растения делятся на многолетники, двулетники и однолетники.

При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: для игр, для наблюдений, спорта развлечений.

Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.

1.5. Организация совместной деятельности педагога и детей в цветнике

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видит не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть и узнать еще больше. Оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми - это когда создаются наилучшие условия для развития ребенка, его активного творческого участия в деятельности. Эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной деятельности воспитателя с детьми в «экологических пространствах».

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

  • Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • Через наблюдение деятельности взрослых;
  • Посредством своего практического участия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер. Труд детей в природе создает благоприятное условие для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.

В труде сочетаются умственные и волевые умения. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике) дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, при выполнении детьми на земельном участке таких работ, как полив растений, перенос песка, расчистка снега, используется исправный, соответствующий росту детей инвентарь с прочным креплением рукояток. Нельзя применять инвентарь, предназначенный для взрослых. Переноска тяжестей не более 2–2,5 кг на небольшие расстояния допускается, как и указанные ранее виды работ, только для дошкольников старшего возраста.

Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя кормить птиц, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов в цветнике.

Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения, самостоятельно заботятся о растениях. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственной инициативе, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности вместе со всеми. В результате дети испытывают большое удовлетворение, у них появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делали настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.
Конечная цель – вырастить цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат. По мере необходимости показывает нужные приемы.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач, считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

  • если прослеживается зависимость жизни и состояния растений от условий, в которых они находятся;
  • если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Глава 2. Однолетние растения для цветника.

2.1. Подбор однолетних растений

Садовые цветы могут радовать своим цветением с ранней весны до глубокой осени. Все виды цветов подразделяют на однолетние и многолетние.

Многолетние цветы или как их еще называют многолетники – это декоративные растения, растущие на одном месте и сохраняющие свои декоративные качества более двух лет.

Растения, используемые в цветнике в течение одного вегетативного периода, называют однолетками или летниками. Основным преимуществом красивоцветущих однолетников является способность всего за один сезон проходить весь цикл вегетации, радуя взгляд быстрым развитием и пышным цветением в течение всего лета.

Однолетники – солнцелюбивые растения. Во всей красе они проявляются только на богатом, достаточно увлажненном участке, хорошо освещаемом солнечными лучами. Планируя создать клумбу полностью из однолетников, нужно учитывать ряд факторов:

  • Период цветения. Все однолетние садовые цветы славятся продолжительным цветением, но все же равно одни из них зацветают раньше, а другие позже. Среди весеннецветущих однолетников можно выделить: пеларгонию, бегонию, петунию. Уже с начала июня зацветут цинния, бархатцы, ноготки и васильки. А до поздней осени украшением клумбы будут выступать: астра, лаватера, львиный зев и календула.
  • Место посадки растения. При обустройстве цветника отлично подойдут невысокие и красочные бархатцы, настурции и васильки. Эффектным украшением забора или стен беседки могут выступить: декоративный душистый горошек, ипомея или вьющаяся фасоль. Для высадки в контейнеры хорошо подходят герань, бегония, петуния.
  • Цветовая палитра. Выбирая красивые однолетние цветы, можно получить прекрасную возможность раскрасить участок в любимые цвета.

При выращивании летников необходимо учитывать, что некоторые из них, например бархатцы, бальзамин, сальвия, теплолюбивые растения; другие - алиссум, астры, львиный зев - холодоустойчивые, они переносят небольшие заморозки.

Вьющиеся растения, такие, как настурция, душистый горошек, ипомея, садовые бобы, рассаживаются возле беседок, навесов, домиков. Для быстрого роста этих растений к деревянным колышкам привязывают проволоку или шпагат, вокруг которых они вьются. В таких «цветочных шатрах» любят играть дети.

Однолетние цветущие растения бывают низкорослые - бархатцы, алиссум, лобелия, портулак, настурция, ноготки (календула), резеда, флокс однолетний, цинния; средней высоты - левкои, бальзамин, петуния, астры, вербена; высокие - амарантус (с красной листвой), табак душистый, кохия или летний кипарис, космея, люпин. Обычно их сажают рассадой, но можно и семенами.

2.2. Характеристики некоторых растений

Существует множество видов и сортов однолетних цветов. Рассмотрим некоторые из них, которые используют для посадки на участках детского сада.

Бархатцы (лат. Tagétes) - семейство Астровые или Сложноцветные. Латинское название произошло от имени внука бога Юпитера - Тагеса (Tages), славившегося своей красотой и умением предсказывать будущее. Где их можно встретить от Аргентины до южных штатов США. Издревле индейцы использовали их в своих ритуалах, также с их помощью лечили различные болезни. В XVI веке бархатцы начинают быстро распространяться по Европе, Малой Азии и Северной Америке. Бархатцы были первыми среди заморских растений, привезенных в Россию.

Стебли - прямостоячие, разветвлённые, образуют компактный или раскидистый куст высотой от 20 до 120 см.

Листья - перисто-рассечённые или перисто-раздельные, редко цельные, зубчатые, от светло - до тёмно-зелёных, расположенные супротивно или в очередном порядке, с просвечивающими желёзками.

Соцветия корзинки, простые или махровые, жёлтые, оранжевые или коричневые. Головки у представителей этого рода средней величины, с цилиндрическим покрывалом, состоящим из одного ряда сросшихся между собой листочков; краевые женские цветки - язычковые; семянки линейные, к основанию суженные. Цветут обильно с июня до заморозков.

Плод - чёрная или чёрно-коричневая сильно сплюснутая семянка. Семена сохраняют всхожесть 3-4 года. В 1 г от 280 до 700 семян.

Запах растений, напоминающий астровый, специфический, для кого-то может быть неприятен. Бархатцы могут расти в тени и полутени, но будут цвести более пышно на самых солнечных местах.

В декоративном цветоводстве используют обычно многочисленные гибридные сорта некоторых видов. Одним из основных сортовых признаков бархатцев является строение соцветий. Различают гвоздикоцветные (преимущественно из язычковых цветков) и хризантемовидные (в основном из крупных трубчатых цветков); махровые, полумахровые и простые.

В некоторых странах Европы и Латинской Америки высушенные цветы употребляются как приправа, известная в России и на Кавказе под названием имеретинский шафран (листья обладают специфическим пряным душистым ароматом). Так же в Америке они не только украшают садовые клумбы, но и используются в медицине. Листья употребляются в Мексике от перемежающейся лихорадки, худосочия, запоров и как мочегонное и потогонное средство, а в больших дозах - как рвотное.

Календула или Ноготки́ (лат. Caléndula) - род травянистых растений семейства Астровые . Представители рода произрастают в Средиземноморье , Западной Европе и Передней Азии .

Цветки растения желтого или оранжевого окраса собраны в соцветия-корзинки. Плод календулы – семянка, слегка согнутая, не имеющая хохолка. Плод снаружи неровной поверхности с наличием шипов. Цветение растения начинается в июне и заканчивается в сентябре. Плоды созревают в октябре. Растение очень любит свет, но требовательно к влаге и почве.

Это растение довольно долго цветёт, начиная с июня и до самой поздней осени, практически до самого октября. Плодоносит календула в июле, размножается семенами, не требует специальных условий для выращивания и при этом числится неплохим медоносом.

Календула считается культурным растением, выращивают её и с лекарственными, и с декоративными целями, очень редко она дичает. Для лечения используют только соцветия, то есть корзинки, которые собирают в период цветения, когда корзиночка полностью распустилась. Листочки и цветоносы не используют.

В отечественной фармакологии это растение очень ценится. Собирают самую полезную часть растения – яркие цветы. Основное вещество, входящее в состав цветков, – это календен. Кроме него, в цветках содержится несколько органических кислот (прежде всего яблочная и пентадециловая, частично – салициловая), смолы, каротин. Терпкий аромат растения обуславливается наличием эфирного масла. Каротин, содержится в ноготках, влияет на цвет растения, в оранжевых цветках его вдвое больше, чем в белых. Прежде всего, календула используется в качестве лекарственного средства, помогающего при многих заболеваниях.

Ци́нния (лат. Zínnia) - семейство Астровые . Некоторые виды циннии - популярные декоративные красивоцветущие растения.

Растение происходит из Центральной и с юго-запада Северной Америки , несколько видов произрастает в или сидячие. Цветёт с середины июня до заморозков.

Обёртка корзинок многорядная, черепитчатая. Цветоложе конусовидное, при плодах цилиндрическое, усаженное плёнчатыми, сложенными вдоль прицветниками и охватывающие срединные цветки и семянки. Наружные (язычковые) цветки плотно расположенные, разнообразной окраски (от белых, жёлтых и оранжевых до красных и пурпуровых) с закругленным или выемчатым отгибом, внутренние (трубчатые) цветки мелкие, жёлтые до красно-коричневых. , рабатках , клумбах , в срезке.

Заключение

Таким образом, важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая экологическая среда. Все ее аспекты оказывают или могут оказывать развивающее воздействие на ребенка. Экологическая среда, воздействующая на чувства, эмоции, психику ребенка участвует тем самым в формировании его личности. Успешность обучения, воспитания и развития детей, их благополучное эмоциональное состояние связаны с созданием благоприятной обстановки, развивающей среды.

Создание цветников на участке детского сада помогает эффективной реализации задач по всестороннему развитию личности дошкольника. Работа в цветнике способствует повышению уровня дошкольного образования. Знания, которые получают дети на участке, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширить и углубить знания, полученные на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На участке детского сада обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. На участке постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувств и действий. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждённой личности. Работа на участке помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дети постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе и своей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие детей в улучшении общего состояния природы на территории образовательного учреждения.

Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации образовательного процесса в цветниках и на участке детского сада.

Список литературы

  1. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  2. Вихрова Л.Г., Корчагина В.А. Озеленение участка детского сада. - М., 1972.
  3. Д-р Д. Г. Хессайон Всё о клумбовых растениях / Пер. с англ. - 2-е издание, исправленное. - М.: Кладезь-Букс, 2008. - 144 с.
  4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.
  5. Ельникова К. Цветы на участке детского сада. / Дошкольное воспитание. 2007, №6.
  6. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.
  7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 1995.
  8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.
  9. Смоленская Г. Озеленение участка детских учреждений. / Дошкольное воспитание. 2009, №4.
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия – свободная энциклопедия

Оформление клумбы в ДОУ


В каждой головке
Бутон - как глазок,
Каждая маковка
Веет свой сок,
Каждая клумба –
Как царский венец,
Шапки цветов –
Будто гроздья сердец!..

Клумбы с цветами всегда радуют нас, а интересные клумбы зачаровывают. Но на создание ландшафтных шедевров у педагогов детских садов не всегда достаточно финансовой поддержки, а так хочется красоты...

Назначение: украшение территории детского сада, любимой дачи или дворика.
Мастер – класс рассчитан на педагогов, родителей.
Цель: изготовление забавных фигур для украшения клумб в детском саду.
Материалы: двустороннее ДВП, электрический лобзик, краска для наружных работ, кисти, растворитель, бочки, отличное настроение.

В нашей работе нам помогали рабочий по зданию и родители.
1. При помощи родителей выстроили квадратные (старые) клумбы в ряд
Купили лист ДВП (двусторонний, он лучше сохраняется когда лето дождливое), нанесли рисунок. На лист уместилось 6 вагончиков (3 сверху и 3 снизу)



2. Рабочий по заданию вырезал все детали


3. Долго думали как сделать сам паровозик. Варианты были разные, но остановили свой выбор на бочках. Родители подарили две большие бочки. Одну бочку наполнили водой и положили ее на землю, второю бочку разрезали болгаркой пополам и вырезали с двух сторон лишнее, так, чтоб одна более плотно лежала на другой. Родитель при помощи сварочного аппарата приварил в нескольких местах одну к другой. на дно верхней бочки положили срезанную крышку от этой же бочки и насыпали земли. Верхняя бочка не везде плотно прилегает, поэтому между крышкой и землей еще слой ненужных тряпок, закрывающих щели. На край нижней бочки прикрутили при помощи шуруповерта цветочный горшочек (и колеса), наполнили его землей. Посадили цветы.



4. Раскрасили "клумбу" нарисовали мордочку


5. Рабочий по зданию перфоратором просверлил отверстия в квадратных клумбах и закрепил наши вагончики к ним. Осталось их раскрасить. Помогали раскрашивать все желающие.


6. Посмотрим на результат поближе





7. Достаем прошлогодних матрешек, кому-то они уже знакомы


8.Разместим их за вагончиками, они провожают наш Паровозик из Ромашково в детский сад


9. Другую клумбу украшаем уже знакомыми мышками и чеширским котом. На этой клумбе мы будем работать в следующем году.


10. Приспособление для устойчивости. У матрешек так же.


У нас в этом году есть еще одна не менее замечательная "клумба"


Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье
Всем, кто к ней ни подойдёт.

Сколько здесь цветов душистых!
Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых.
Тонких, гибких стебельков.

Столько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась
К нам цветы разрисовать.

Топинамбур и ромашка,
Синеглазки и укроп,
Одуванчик, клевер-кашка:
Дружный тут живёт народ.

Мы цветочки рвать не будем,
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям,
Всем - и крохам, и большим!
Николаева Елена

С приходом весны многие дачники едут на свои садовые участки. Для любого садовода-любителя важно не только вырастить на своем участке овощи, фрукты и плодовые деревья, но и придать ему красивый вид, который будет радовать не только хозяев садового участка, но также всех соседей и гостей, приехавших на дачу.

Украшение сада – это своего рода искусство. На своем участке есть возможность создать незабываемые картины из цветов, выразив ими свой внутренний мир. Ведь недаром говорят: «Художник рисует свои картины красками, а цветовод — цветами».

В связи с этим у дачников, планирующих на участке оформление цветника, возникают вопросы: какие сорта цветов лучше купить, чтобы сделать свой участок красивее, где и когда лучше их посадить, с помощью чего можно украсить свой цветник?

Выбор дизайна и составление планировки

Рассмотрим поэтапно, как оформить цветники своими руками. Прежде всего, нужно заметить, что понятия «цветник» и «клумба» тождественные. Клумба имеет правильную форму и обязательно огорожена бордюром. А вот при создании цветника можно не придерживаться правил и дать простор своей фантазии.

При разведении цветника нужно обязательно учитывать следующие факторы: общий вид и площадь садового участка, количество зданий и сооружений, расположенных на нем, сорта плодовых и овощных культур, посаженных в разных местах участка, а также свои финансовые возможности.

Существуют прямо противоположные способы расположения клумбы на участке:

  • совпадение по стилю и дизайну с внешним видом садового участка
  • наоборот, намеренный и полный контраст с садовым участком

Надо заметить, что в саду может быть много клумб, различающихся между собой стилями и оформлением.

Подготовку к созданию цветника на даче своими руками нужно начинать еще зимой.

К моменту оформления цветочной клумбы необходимо ясно представлять себе, что за сорта цветов будут на ней расти, и как в целом она будет выглядеть.

Более того, надо закупить цветочный грунт и специализированные удобрения для посадки растений.

Создание клумбы своими руками

Создание цветочной клумбы своими руками напоминает пересадку растения в обычный цветочный вазон и занимает немало времени. Однако в этом процессе ничего сложного нет.

Для создания клумбы на своем садовом участке нужно:

  • Подготовить и расчистить для нее место;
  • Убрать верхний слой грунта;
  • Обязательно сделать дренаж. Для этого вполне подойдут битые кирпичи и щебень;
  • По краям клумбы выложить бордюр;
  • Насыпать новый грунт;
  • Дать ему устояться в течение минимум 10-12 дней;
  • Начать посадку цветов.

Подборка растений для цветочной композиции

Цветы на клумбе обязательно должны выглядеть красивыми и радовать глаз. Однако не нужно высаживать на нее все цветы, имеющиеся у вас. Если у вас нет возможности постоянно ездить на дачу, следует подбирать сорта цветов, не требующих особенного ухода.

Для создания красивой цветочной клумбы необходимо руководствоваться следующими советами:

  • необходимо, чтобы растения были приспособлены к одинаковым условиям. То есть на одном участке высаживают цветы с одинаковыми требованиями к уходу, погодным условиям и составу земли;
  • подбирать растения, которые будут цвести весь период;
  • обязательно учитывать размер растений;
  • соединять растения по сочетанию цветов.

Чаще всего на одной клумбе сажают от восьми до пятнадцати видов растений. При создании цветника нужно обязательно использовать принцип многоярусности растений.

В центре помещают наиболее высокие цветы, а низкорослые растения высаживают по краям, как бы обрамляя их и всю цветочную композицию. Большое значение также имеет сторона, с которой клумба открыта для обозрения.

Помимо цветущих, на клумбе могут присутствовать декоративно-лиственные растения, как правило, многолетние.

Обратите внимание!

Надо заметить, процесс создания такой композиции немного сложнее и требует от хозяина большой фантазии.

Высадка растений

Растения высаживают двумя способами:

  • семенами;
  • рассадой.

Если вы решили сажать семена, нужно все подготовить заранее. Ранней весной семена цветов высеивают в верховой торф.

В зависимости от длительности цветения растения делят на три вида:

  • однолетние (сажать нужно ежегодно);
  • двухлетние (обильно цветут на второй год);
  • многолетние (цветут постоянно, с каждым годом становясь красивее и пышнее).

Сажая семена, нужно отделять одну группу цветов от другой, оставляя место между ними. Это делается, чтобы подросшие растения не мешали друг другу.

Обратите внимание!

Если цветы растут чересчур густо, их нужно прорвать или пересадить часть на новое место. Сажать рассаду гораздо удобнее. В этом случае не придется ждать появления всходов и результат будет виден намного быстрее.

Клумбы с цветами требуют постоянного ухода. Прежде всего, необходимо регулярно осматривать цветник и удалять завядшие соцветия. Это стимулирует многолетние цветы к повторному цветению и позволяет сохранить красивый внешний вид растения.

Интересное оформление цветника на даче

Как правило, чтобы организовать красивый цветник, не требуется много финансовых средств. Для оформления цветника можно использовать многие домашние подручные средства. Это придаст вашему цветнику особый индивидуальный стиль и сделает его похожим на волшебную сказку.

Для создания цветочной композиции в ход можно пустить любой материал, насколько хватит фантазии у цветовода-любителя.

Можно использовать одиночные «вазоны» и мебель, отслужившую свой срок, части дерева, ненужные материалы для строительства, практически все виды транспорта, в которые можно посадить цветы.

Обратите внимание!

Большой популярностью для создания цветников пользуются шины. Их можно положить одна на другую в виде веселой горки. Вспомните, какие вещи дома вам не нужны. Они могут очень пригодиться на дачном участке при создании цветника.

Преимущество таких клумб состоит в том, что они мобильные и при необходимости легко переставляются на другое место. Надо заметить, что фото цветников, оформленных таким образом, будут просто потрясающими.

Элементы декора при создании цветника

Чтобы добавить оригинальности и изюминки, можно использовать специальные садовые фигурки, детские игрушки и декорации. Очень часто среди цветников можно увидеть фигуры разных животных и птиц: зайцев, оленей, белочек, ежиков, лебедей, синичек, а также героев из волшебных сказок: гномиков, Белоснежки, Царевны-лягушки и других.

Во многих случаях в подобных композициях используют маленькие игрушечные мельницы, фонтаны или замки.

А фонарики с подсветкой, расположенные по периметру, придают всей картине дополнительный эффект и элементы волшебной сказки.

Организовать цветник можно и во дворе своего дома. Тщательно продуманный и сделанный с душой он доставит не только эстетическое удовольствие, но и сделает атмосферу вокруг вашего дома волшебной и незабываемой.

Фото цветников своими руками