Собираем природный материал для поделок. Использование природного материала в группах раннего развития

Творческие занятия с детьми разнообразит работа с природными материалами. Из них создают объемные игрушки, фигурки животных, аппликации и другие поделки. Важным этапом занятий становится не только создание поделок, но и сбор и обработка материалов, подготовка их к применению.

Совместные походы в парк или на природу помогут детям лучше узнать окружающий мир. Родители могут показывать различные виды растений, их ягоды плоды и семена, а также прививать детям любовь к природе. Так, например, сбор коры не должен навредить дереву, его следует производить только на уже поврежденных или спиленных деревьях. Природный материал безопасен, доступен и предоставляет широкие возможности проявить фантазию.

Что можно сделать из природных материалов?

Из различных природных материалов можно создавать игрушки, изображения зверей и человечков. Разнообразные по форме, цвету и фактуре, они прекрасно сочетаются между собой и дополняют друг друга. Из всех сделанных игрушек можно собрать целую композицию или выставку персонажей.

Мебель, транспорт, домики и другие предметы для игрушек также можно создать из природных материалов, распиленных веток, коры деревьев. В качестве основных способов соединения используют клей ПВА, или другой клей, а также проволоку, нити, веревки, заточенные спички или зубочистки. В работе с природными материалами могут понадобиться такие инструменты: ножницы, кисть, игла с ниткой, шило, пила, напильник, нож и другие.

Когда и что нужно заготавливать?

Все природные материалы можно разделить на те, которые необходимо заготавливать летом, и те, которые доступны с созреванием плодов осенью. Летом и весной доступны такие природные материалы, как цветы, листья, трава, рогоз, кукуруза, береста, и другие. Осенью собирают орехи, каштаны, желуди, семена многих растений, солому, декоративные тыквы, и другие материалы. Некоторые материалы, как мох, шишки, хвоя и ракушки, доступны в любое время года.

Цветы и листья растений выравнивают между листами бумаги и сушат, из них можно составить аппликацию или букет из сухоцветов. Из плотных листьев получаются крылья для бабочек и стрекоз или плавники для рыбок. Осенние листья окрашены в теплые цвета и считаются особенно красивыми. Зеленые летние листья по мере высыхания, теряют насыщенный зеленый цвет. Разнообразие форм и цвета листьев делает их интересным материалом для творчества. Собранные листья проглаживают утюгом через бумагу, досушивают под прессом. Хранят их также между картонными или бумажными листами.

Летом можно делать поделки из пучков травы или использовать ее для связки деталей поделки. Зеленые колосья, стебли трав или пучки травы быстро вянут, становятся ломкими после высыхания. Поделки из таких недолговечных материалов быстро портятся, однако с их помощью также можно развивать ребенка.

Природные материалы для поделок

1. Рогоз

Рогоз - летнее растение, растущее в воде на мелководье рек, озер, прудов и других водоемов. Его вытянутые коричневые соцветия состоят из мягкого пуха, легко поддающегося моделированию. Можно использовать эти соцветия, которые в народе зовут «камышом», для создания фигурок животных. Листья и стебли рогоза можно сушить, резать, сворачивать и использовать для различных деталей в поделках.

2. Кукуруза

Кукуруза - особенная летняя культура, в которой для поделок можно использовать очищенные свежие или сухие початки, длинные листья и затвердевшие зерна. Чем старше и тверже початки кукурузы, тем труднее с ними работать ребенку, ведь их необходимо разрезать или прокалывать. Занятия с детьми проводят, когда кукуруза не до конца созрела и легко поддается воздействию. Длинные и мягкие листья кукурузы позволяют разнообразить поделки, их можно складывать, сворачивать, связывать в узел, и так далее. Перед работой просушенные листья размачивают пару часов в мокрой ткани.

3. Береста

Известный с древних времен материал для народного творчества - березовая кора, или береста . Она необычна, красива, долговечна. Березовая кора, собранная весной и осенью наиболее красивая и гибкая, она легче снимается со ствола. Чтобы правильно снять кору с древесины, ее надрезают по окружности, отделяя кусок шириной до 25 см. Кору очищают, внутреннюю сторону протирают влажной тканью, внешнюю - зачищают наждачной бумагой. Чтобы кора была ровной, ее сушат, придавив доской с грузом. Если необходим скрученный лист бересты, то ее размачивают и высушивают на солнце или в тепле.

4. Ягоды и плоды

Из свежих летних ягод и плодов можно создавать фигуры и другие поделки, например, бусы. Высыхая, ягоды затвердевают и сморщиваются, либо портятся. Из плодов шиповника и рябины получаются яркие украшения и персонажи.

5. Солома

В конце лета после сбора злаковых, среди природных материалов появляется солома . Из нее можно связывать объемные игрушки, плести плоские поверхности, наклеивать гладкий рисунок. Золотой цвет проглаженной соломы нравится детям, они с удовольствием работают с этим гибким материалом. Собирают солому, сохраняя ровные стебли. Места соединений стеблей вырезают, ровные соломинки сортируют по длине и хранят в коробках. Чтобы солома стала эластичной, ее вымачивают сутки в закрытой посуде, залив кипятком. Для аппликаций нужна гладкая солома, и ее проглаживают утюгом.

6. Просушенные плоды кувшинки

В качестве природного материала используют и просушенные плоды кувшинки , напоминающие маленький сосуд с зауженным горлышком. Их интересная форма подходит для создания частей тела игрушек, для игрушечной посуды.

7. Плоды декоративной тыквы

Интересным природным материалом считают и высушенные яркие плоды декоративной тыквы . Ее разнообразные формы и цветовые оттенки предоставляют свободу детской фантазии.

8. Орехи, желуди и каштаны

Осенью созревают грецкие, лесные, кедровые и другие орехи , а также желуди и каштаны . Их форма, коричневый цвет, фактура поверхности, твердость и другие качества позволяют создавать различные части тела объемных игрушек, животных и персонажей. Шляпка, или плюска лесных орехов также может применяться в поделках. Грецкие орехи можно использовать целыми либо расколоть их на половинки. Кедровые и земляные орехи легко прокалываются и склеиваются. Хранить все виды орехов следует в разных коробках в сухом помещении. Твердые орехи следует разрезать и прокалывать самому воспитателю. Ребенок может пораниться, пытаясь проколоть твердый и круглый предмет.

Желуди , плоды дуба, собирают осенью, когда они поспели и начинают опадать. Их можно отбирать разного размера для разных поделок. Желуди могут получаться разных форм, более округлых или вытянутых, они могут расти сдвоенными, строенными. Чашечки этих плодов, или плюски, также затвердевают, отделяются от желудей и используются в изготовлении игрушек. Если сами желуди могут быть частью тела животных или человечков, то их чашечки можно использовать как посуду или головные уборы игрушек. Отбирать желуди следует целые, крепкие, без повреждений, гнили и прелых пятен. Они долго могут храниться в прохладном влажном помещении.

Плоды дерева каштан коричневого цвета, округлые и гладкие. Соединяя их проволочками или спичками, получают простые игрушки: мишек, зайчиков, мышат и других животных. Их колючая кожура может применяться для создания ежиков. Каштаны можно собирать разных размеров, они бывают круглыми и полукруглыми, половинчатыми. Они долго сохраняются в прохладном месте.

9. Семена растений и деревьев

Семена многих растений и деревьев широко применяются в изготовлении поделок из природных материалов. Как правило, семена созревают осенью. В поделках можно использовать семена ясеня, акации, тыквы, арбуза, подсолнечника, и многие другие. Их можно приклеивать клеем, прошивать или прокалывать иглой, зубочисткой или проволокой. Из них получаются части тела, глаза и носики животных.

10. Шишки и хвоя деревьев

Распространенным материалом являются шишки хвойных деревьев: кедров, сосен, елей, кипарисов и пихт. Шишки можно использовать как раскрытые, так и нераскрытые. Если шишки собирать с влажной почвы, то они медленнее высыхают и сохраняют форму. Если они быстро сохнут в тепле, то могут раскрываться, деформироваться. Шишки можно прокалывать, связывать и склеивать. Они могут быть частью объемных игрушек. Можно сортировать их по форме и размеру, как и другие материалы, хранить в отдельных коробках.

Среди природных материалов, которые можно получить и весной, и летом, и осенью, а иногда даже зимой, можно назвать и саму хвою деревьев. Длинные хвоинки можно использовать как усики бабочек, колючки ежа, лапки насекомых, и другим способом. Их можно связывать в пучок или вкалывать по отдельности. Хранить хвою можно в спичечных коробках.

11. Мох

В теплое время года можно собрать мох , который применяют для создания фона, имитации травы в игрушечных композициях. Мох может долго храниться, его легко приклеить к плоскому основанию.

12. Высушенный древесный гриб

Интересным природным материалом может послужить срезанный и высушенный твердый древесный гриб . Из него можно сделать подставку или крышу домика.

13. Кора деревьев

Аналогичным твердым материалом, служащим «строительным материалом» в создании целых кукольных композиций, может быть твердая древесная кора . Ее можно покрыть прозрачным лаком, что продлит срок «жизни» композиции. Кора разных деревьев отличается по цвету и форме. Кроме указанной березовой коры, которая является тонким и гибким материалом белого цвета, можно использовать кору сосны, дуба и других деревьев. Она может быть твердой и плотной, а может быть мягкой и гибкой, рельефной, темного коричневого или серого цвета.

14. Ветки деревьев

Ветки являются прочным природным материалом. Из тонких веток можно создавать руки, ноги или шеи кукол, скамейки для игрушек, перекрытия домиков, беседки и так далее. Более толстые ветки при распиле могут имитировать пенек для сказочных персонажей. Из разветвленных веток можно создать игрушечный сад или лес. Ветки для поделок лучше использовать не пересушенные и неповрежденные. Ветки таких растений, как сосна, сирень и кизил не ломаются при высыхании, они упруги, их удобно применять при создании фигур. Собирая ветки для поделок с группой детей, воспитатель должен научить не повреждать деревья, собирать опавший материал.

15. Корни деревьев и кустарников

Очень интересным материалом являются корни деревьев или кустарника , однако добыть их довольно затруднительно. Корни можно найти по берегам рек, где они размываются водой. Важно напоминать детям, что корни живых деревьев повреждать и срезать нельзя. Корни имеют фигурную неповторимую форму. Часто в их форме можно увидеть какого-либо персонажа, фантастическое существо или насекомое. Зачищенные и покрытые лаком корни можно украсить другими материалами. Собранные корни необходимо вымыть, просушить и хранить в обычных условиях, в сухом помещении, предохранять от излишней влажности. Занятия с этим природным материалом развивают фантазию, творческое мышление и наблюдательность у ребенка.

16. Перья птиц

Разнообразным, податливым и ярким материалом можно назвать перья птиц . Можно использовать перья домашних птиц: уток, кур, гусей и других. Перья диких птиц можно найти просто на улице и в походе. Если у детей есть домашние попугайчики, то их яркие разноцветные перья станут украшением поделки. Собранные перья необходимо обязательно вымыть и просушить. Чтобы вернуть им первоначальную естественную форму, их достаточно расчесать щеткой или разгладить пальцами. Птичьи перья можно разрезать, сшивать, склеивать, вставлять в отверстия более твердых природных материалов. При работе с перьями можно рассказать детям о различных видах птиц, о том, как они летают с помощью перьев, и так далее.

17. Ракушки и камни

Одним из самых распространенных и любимых детьми материалов являются ракушки . Их можно найти на берегах рек, а в особенности, на берегу моря. Они могут быть различной формы, от плоской овальной, сердцевидной или напоминающей гребешок, до объемной формы в виде скрученного рожка. Размеры ракушек также могут быть совершенно разными. Ракушки можно прокалывать, сверлить, надпиливать и склеивать. Из них можно собирать фигурки персонажей, составлять плоские рисунки и изображения цветов, а можно обклеивать ими целые плоскости шкатулок или картин.

Собранные ракушки необходимо тщательно промыть щеткой и высушить. Собирая ракушки, можно выбрать и другой природный материал - обточенные водой природные камни . Их можно приклеивать резиновым и строительным клеем, создавать из них части обстановки, выкладывать дорожки или строить домики игрушкам.

Работа с природными материалами значительно развивает творческую фантазию детей, а также знакомит их с миром живой природы.

Добрый день. Сегодня я, наконец, могу подвести итоги в большой коллекции идей для поделок из природного материала. У нас уже есть широкоформатная статья с поделками из осенних листьев для детей и взрослых . Есть подробная статья в осенней тематике . В этой статье я опубликую самые интересные и нестандартные приемы и техники. Я решила сделать широкую обзорную страницу , которая докажет и покажет, что природный материал для творчества — это не только желуди и каштаны. Вы увидите своими глазами и влюбитесь всей душой в новые свежие идеи работы с природным материалом. Поделки, сделанные своими руками, из веток, из листьев, из сухих цветов, из всего что под ногами. Природа богата на материал, а человек – на красивые идеи. Итак, давайте посмотрим, какие поделки можно сделать из природного материала в этом сезоне.

Пакет идей №1

ЧЕШУЙКИ от шишек.

Шишки состоят из чешуек. Если собрать раскрытые сосновые шишки, то из них удобно дергать клещами, плоскогубцами, или кусать кусачиками ЧЕШУЙКИ. И потом этот шишечный природный материал использовать как мозаичное покрытие на самых разных осенних поделках.

Примечание. Чтобы шишки хорошо раскрылись, растопырились чешуйками, из можно погреть в духовке.

Вот мы видим грибочки. Ножки у них вырезаны из деревянной толстой чурки. Шляпки вылеплены из пластилина и верх шляпок покрывается чешуйками. Получаются симпатичные грибочки-поделки своими руками. Подходящая работа для занятий в школе.

А вот у ЕЛОВЫХ шишек чешуйки более плоские и гладкие. Они похожи на приглаженные перышки птичек. Поэтому и идея поделки приходит в голову на птичью тему. Тело птицы лепим из пластилина, обмазываем клеем ПВА, на клей кладем слой рваных бумажных салфеток, снова клеем, снова салфетками — получается оболочка из папье маше . Эту оболочку сушим до полного одревенения. И на эту твердую сухую поверхность горячим клеем (слой за слоем, ряд за рядом) укладываем еловую «черепицу» перышек-чешуек.

А еще чешуйки еловой шишки похожи на чешуйчатую броню древних ящеров. Поэтому вот вам еще идея. Ведь это отличный вызов вашему художественному потенциалу. Тут не просто птичка – тут целый зверь, который смотрится как живой. Отличная поделка для мальчиков из природного материала.

Тут действуем точно так, как и с птичкой – основу лепим из пластилина, запаковываем ее в несколько слоев из папье маше (чередуя клей пва и бумажные салфетки). И потом, после высыхания этой массы в твердую корку, можно обклеивать фигуру динозавра еловыми чешуйками.

После ощипывания шишки остается шишечное ДОНЫШКО. Оно похоже на цветок с лепестками. Из таких шишечных цветов можно сделать новую осеннюю поделку своими руками – например ВЕНОК. Основу для венка из пенопласта обклеиваем колотой шишкой — просто на горячий клей из пистолета.

Можно такие шишки-цветы покрыть яркой гуашью. Чтобы цвет гуаши стал сочнее и засиял, надо сверху это изделие после высыхания гуашью рекомендую сбрызнуть простым лаком для волос. Цвет закрепится и не будет пачкать руки.

Можно самим делать красивые цветы, подбирая самые акуратные и ровные чешуйки разного размера, и укладывая их радиально от центра. Серединку цветка можно украсить бусинами или стразами. Из такого природного материала можно даже сделать своими руками броши в осенней стилистике – и носить их с пальто, или прикалывать к шали.

Цветы из шишек можно не только собирать в поделки-венки, но и просто выкладывать их на панно. Посадить на клей на кусок фанеры. Получится отличная поделка из природного материала на конкурс в школу или детский сад.

Из цельных шишек можно тоже сделать отличные поделки. К шишкам мы добавляем не только природный материал, но и другие материалы (цветной фетр, картон, веревочки, пластик и прочее).

Пакет идей №2

Поделки из природного материала

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ.

Из ореховых скорлупок мы все в детстве делали кораблики, или шляпки на пластилиновых грибах. Но можно пойти дальше в своем творчестве из грецких орехов. Дети с удовольствием будут создавать мышек, или птичек, а взрослые умелые руки и теплое душевное сердце может создать из ореховой скорлупы целый мир… Сейчас вы это увидите.

В этой статье хочу познакомить вас с очень хорошим человеком. Ее зовут Марина. Мастер с внимательной душой.

Вот так выглядит страничка аккаунта этого мастера на сайта Ярмарка Мастеров.

Мне очень нравятся работы мастера Марины из сайта Ярмарка Мастеров. Своими руками она создала удивительный, по свой душевности и теплоте, мир добрых старушек. Грецкие орехи в том месте где соединяются створки удивительно похожи на морщинистую улыбающуюся старушку. Остается добавить глаза, нос-косточку и душевно укутать все ситцевым платочком. И вот уже хитрая старушка весело поглядывает на вас.

Делаем тело из шишки, сплетаем руки из грубой бумажного упаковочного шпагата. Из войлока сваливаем теплые валенки. Каждую старушку можно сделать со своим характером. Разудалую с широкой улыбкой. Или молчаливую задумчивую, себе на уме.

Старушки могут быть и летние и зимние.

Можно создавать целые миры из природного материала, в которых живут и трудятся добрые старушки. Они сами будут содержать свой мир в чистоте.

А после работы они будут собираться за чашечкой трявяного чая, чтобы рассказывать байки, подшучивать друг над другом и петь песни своей молодости.

Мастер Марина продает свои поделки. Вы можете заказать ее работы на персональной страничке мастера — https://www.livemaster.ru/woods . Марина может сделать вам на заказ поделку для ваших родных и близких.

Ведь как приятно получить в подарок Мир добрых старушек, который всегда будет пахнуть для вас деревенским ДЕТСТВОМ – бабушкиными блинчиками, поленницей дров у сарая, цыплятами бегающими по двору, нагретым деревом старой лавочки у забора.

Мастеру Марине, я хочу подарить идею. В одной я рассказывала еще об одном чешском Мастере, который создал мир ЖЕЛУДЕВЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ – Дубанчиков и написал книгу с историями о них, которую проиллюстрировал душевными сценками, сделанными из природного материала. Книга издается в Чехии, и только на чешском языке. Я думаю, что очень многим детям понравится наша русская книга с добрыми историями про русских деревенских бабушек, проиллюстрированная работами Марины.

Ведь это настоящее чудо, сделать своими руками из природного материала новый мир – добрый, сказочный, НАСТОЯЩИЙ. В нем будут появляться все новые и новые домики, уютные лавочки, качели, тележки, повозки.

Пакет идей №3

Поделки из природного материала

ФЕЙНЫЕ ДОМИКИ.

Если вы любите волшебные сказки с феями и магами, то вам придется по душе мир фей из природного материала. Вы можете своими руками создавать уютные домики для фей, разбивать для них целые жилищные комплексы, с прудиками, парками, садами, качелями.

На школьный конкурс поделок из природного материала вы можете принести рукотворное чудо. Домик где живет гномик. Детали можно крепить на пластилин, скобы (из скобозабивателя), на клей из горячего пистолета.

Кусочки мха, шляпки от желудей, чешуйки вырванные из шишки плоскогубцами, лишайники и сухие твердые висячие грибы, снятые с деревьев в лесу. И даже кусочки растений вырванных из комнатных цветочных горшков – любой природный материал пойдет на строительство такой сложной но интересной поделки. Домик вырастет и облагородится природным дизайном на ваших глазах.

Вы можете взять за основу толстую деревянную корягу , найденную в лесу. Отпилить от нее удобный кусок. В строительном магазине купить тонирующую морилку для дерева – и замазать дерево в благородный темный цвет. Из толстого картона вырезать окошки , покрыть их той же морилкой. Из палочек от мороженого сколотить настоящую дверь, оформить крылечко. Коническую крышу вылепить из пластилина. Наломать клещами или плоскогубцами сосновую крупную шишку на чешуйки и выложить из них черепицу на крышу природного домика.

Некоторые элементы можно вылепить из соленого теста (стакан мелкой соли, стакан муки + вода (добавлять по ложке воду, и перетирать с соленой мукой руками, пока не образуется единый комок, похожий на пластилин). Раскатать тесто – нарезать ножом на кирпичики. Высушить – и получите много строительного материала для крылечка, дорожки, заборчики и др. Тесто тоже можно покрасить гуашью или морилкой.

А вот домик ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ. Сейчас расскажу как зделать его своими руками из вещей, которые нас окружают.

  1. Взять прочный картонный пакет от молока или сока. Прорезать в нем окошки – это будет будущий фасад домика.
  2. Купить небольшой мешочек гипсовой штукатурки (или шпатлевки) развести водой и обмазать фасад домика этой смесью.
  3. Высушить и покрыть белилами или белой гуашью (зубной пастой на крайняк).
    Крышу сделать из картона, тоже нанести на нее клей и уложить черепицу из кусочков коры или шишки. или щепочек.

Пакет идей №4

Аппликации

Ну и конечно самые распространенные поделки из природного материала, это аппликации с использованием сухого гербария – трав, листьев, цветов. Все мы делали из листочков птенчиков или рыбок в аквариуме. В специальной статье , я даю много вариантов.

А в этой статье я хочу показать красивую мозаичную технику выкладывания сухого природного материала в виде СИЛУЭТНОЙ КАРТИНЫ.

Очень много готовых шаблонов-силуэтов вы можете найти в интернете. Если в строке поиска наберете фразу «силуэт зайца картинка» или другого зверя.

Самое главное в такой поделке это добиться узнаваемости – четкости силуэта. Поэтому нужно выбирать силуэт без мелких деталей –выступов. А если выбрали с детальными выступами, постарайтесь чтобы мелкая рельефная деталь была выполнена ОДНИМ ЦЕЛЬНЫМ лепестком (как уши зайчика или его выступы лапок на фото выше).

Если при выкладке мозаики край растения выступает за границу силуэта, его нужно обрезать аккуратно ножницами (как это сделано на фото выше с кошкой – у нее вырезаны треугольники ушей).

Пакет природных идей №5

Поделки из веток.

Из веток разных форм и изгибов можно своими руками выложить красивые поделки. Ветки можно просто разложить на белом бумажном фоне повторяя очертания птицы или животного. Заранее можно на бумаге нарисовать силуэт птицы слабыми карандашными линиями. И потом подобрать веточки, которые ложились бы на этот нарисованный силуэт птицы, повторяя изгибы рисунка.

Поделку из природного материала можно закрепить клеем из горячего клеевого пистолета. Или сделать фото-поделку. То есть разложить веточки и сфотографировать поделку, тем самым увековечив ваше изделие из природного материала в виде фотографии.

Можно закрепить поделку на ключевых узлах сплетения веток и потом в этих узлах прикрепить ее к основанию (вертикальной стене или горизонтальной полочки-подставки), как это сделано на фото ниже.

В дополнение к ветвям вы можете использовать в ваших поделках щеповой природный материал, куски коры, сколы и спилы с бревен, чурки, толстые сучья. Так реализованы поделки-совы с фото ниже. Просто и интересно сделано своими руками – можно смело нести на выставку осенних поделок в школу или детский сад.

Одну и ту же идею можно воплотить в разных ракурсах и разным материалом. Вот на пример на фото поделки-лошади из природного материала используются и ветки и кора, и коряги.

Можно выкладывать целые мозаики полностью заполняя силуэтное изображение природным материалом. Направление ветвей должно повторять направление деталей рисунка . Разложить ветви в те же стороны, что и меховой ворс животного, или ветвями повторить мышечный рельеф зверя.

Возможно данный вид поделок из природного материала так увлечет вас, что превратится в солидное хобби с перспективами монетизации в доходный бизнес. Почему бы не делать на продажу красивые скульптуры из дерева для дачи или усадьбы.

А если вы хотите использовать ветви для создания поделок из природного материала на занятиях в школе, то вот вам простые идеи того, как это можно реализовать на уроках труда у мальчиков. Всех учат выпиливать лобзиками фигурки из фанеры . В дополнение к фигуркам животных можно из реек сколотить рамы и делать красивые пейзажный картины осеннего леса с мшистыми ветвями, поросшими лишайником.

Аналогичные идеи можно реализовать на уроках труда у девочек – без фанеры и лобзика — выполнив раму из скрученного в квадратную трубочку картона (4 штуки сложить в раму-каркас, в дырочки вставить ветви), и силуэты животных вырезать из плотного упаковочного гофрокартона от старых коробок и выкрасить в гуашь, по желанию.

Пакет природных поделок №6

Семена клена и ясеня.

Сухие лопастные семена деревьев очень интересно можно обыграть в самых разных поделках своими руками.

Вы можете сделать поделку-мозаику из этого природного материала в виде птицы (потому что семена клена похожи на перышки). Можете на стекле выложить узор в виде бабочки, и благодаря прозрачности фона, будет казаться, что она зависла в воздухе, как это сделано на фото ниже. Семена клена хорошо красятся акварелью, поэтому ваша поделка-бабочка может быть всех цветов радуги.

В школе или детском саду из этого же природного материала вы можете делать совсем простые детские поделки с основой на плотном картоне. Семена клена могут быть прической на нарисованной голове человека, могут стать пышным хвостом белки, перьями на крыльях совы или иголками на картонном ежике (как на фото ниже).

А еще семена клена похожи на крылья стрекоз. Поэтому вы можете делать простые детские поделки в виде жесткокрылых насекомых. Например на поволоку нанизать бусины (это будет тело) и на клей или пластилин приклеить к телу семена. Крылья можно покрасить лаком для ногтей и посыпать блестками-глиттером. Выпуклые глаза стрекозе можно отлить из застывших капель того же лака для ногтей. Получится красивая быстрая и простая поделка из природного материала для детей.

А еще этот же кленовый природный материал может стать основой забавних ГРАФИЧЕСКИХ ПОДЕЛОК-РИСОВАЛОК обычным черным маркером. Подрисовываем к носикам-курносикам недостающие детали и превращаем разложенные на листе бумаги семена в интересную графику. Это уже поделки на тренировку вашей фантазии – отличная идея для кружка по теме «Учусь творчески мыслить».

Подробнее об этом ГРАФИЧЕСКОМ приеме использования природного материала я рассказала в статье

Пакет идей №7

Поделки из природного материала

КАМНИ.

Простой бутовый камень, оставшийся от дачного строительства, или гладкие речные, морские камни могут стать материалом для вашей природной поделки своими руками. Камень может сам своей формой подсказать на кого он похож. И вам останется только взять фломастеры или гуашь, чтобы этот образ воплотить в жизнь.

Если вы чувствуете в себе художника – вы можете сделать сложные много-штриховые рисунки – как это сделано в случае с поделкой совой из камня. Или гладкие толстые камешки могут быть похожи на неуклюжих пухлых медвежат-панд – и такая поделка из природного материала будет посильна детям. Сначала покрываем все камни белым цветом, сушим, а потом уже черным маркером рисуем на нем черные детали медвежонка.

Обычные фломастеры очень хорошо рисуют на камнях. После завершения общих разукрашечных работ, деталям рисунка нужно придать контуры (четкие границы) черным фломастером.

Вы можете сами нарисовать на камне силуэт улитки или овечки. А детям дать задание уже просто расскрасить готовые силуэты, дополнить их узором из полосок и точек или завитков.

Из сухой травы и проволоки или другого природного материала вы можете свить гнездышко. И в эту поделку уложить птенчиков, сделанных из камней своими руками. Старшие дети могут разукрасить сложную картинку с птенцом и раскрытым клювом. Младшим детям подойдет задача проще в виде цыплят в скорлупках.

На куске фанеры или круглом спиле от бревна вы можете выложить целую картинку из разукрашенных красками камней и другого природного материала. Такая поделка подойдет для работы на осенний конкурс в школу или детский сад.

Девчонкам постарше понравятся изысканные картинки из жизни модной девочки – флоамастер, краски, камни и стразы.

Вы можете в технике мозаики выкладывать из камней самых разных персонажей. Крепить камни на клей из горячего клеевого пистолета. Камни в мозаике могут быть крашеные гуашью, или иметь свой природный натуральный цвет.

Это могут быть пейзажные картины из природного материала (морских камушков, обточенных водой стеклышек, ракушек и др.).

Пакет идей №8

Поделки из природного материала

ПОРТРЕТЫ.

Очень интересная тема для поделок из природного материала это портреты . Лицо на картине всегда притягивает взгляд. На такую поделку хочется долго смотреть, она имеет душу, человеческие глаза, в которые хочется смотреть, прочитывать их мысли. Портрет – это поделка, которая смотрит на тебя.

Вы можете посадать все детали портрета из природного материала на клей . Или просто сложить портрет как мозаику на листе картона, сфотографировать и смахнуть все детали шедевра рукой со стола. И на стене в вашей комнате будет фотография исчезнувшего, но вечноживущего портрета.

В качестве поделочного природного материала вы можете использовать камни, сухие листья, шишки, семена, кору. Для прорисовки тонких линий ветки разных деревьев, соломинки, травинки.

Если вы работаете с детьми, то вы можете дать им задачу проще. Распечатать уже готовое лицо на принтере. И из природного материала в эту поделку внести дополнения

Удачных вам работ.

Ольга Клишевская, специально для сайта

Предыдущие статьи из серии «Знакомство ребенка с природой»

  • Находилки и Занималки от издательства «Манн, Иванов и Фербер»

    Обзор идей и поделок

    1. Окаменелости

    Эту идею я «вывезла» из наших азиатских путешествий. В Таиланде и на Бали очень часто в дизайне любых строений используются залитые бетоном отпечатки растений. Совершенная красота! Ощущение, будто это окаменелости со следами древних папоротников. Всегда хотела что-нибудь подобное привнести и в свой дом. Пока же только с детьми попробовали сделать поделки по этой технологии.

    В любую посудину необходимо набрать влажного песка, плотненько его примяв. Затем листиками, цветочками, или лучше даже чем-то более фактурным, например, шишками и ветками елочек, сделать отпечатки в песке.

    В отдельной посудине развести гипс и залить получившимся раствором песок с отпечатками. Оставить на несколько часов, а лучше сутки, для застывания гипса. Мы с обратной стороны еще подписали где чьи работы, т.к. дети весьма ревностно относятся к собственности =)

    Можно использовать получившиеся гипсовые формы в дизайне своего дома, особенно если делать более аккуратно. С песком, конечно, вариант получается «черновой», просто для детских игр, для дома же делать лучше «чистовик». Для этого, вместо песка, можно использовать мягкий пластилин или соленое тесто, например. Намазать его на дно посудины, сделать на нем отпечатки растений, а затем залить гипсом. Результат будет более аккуратным и четким. Гипс я всегда использую, кстати, вот этот , покупаю уже десятое ведерко и не нарадуюсь:)

    А с нашими окаменелостями мы решили обойтись иначе, чем просто украшать ими дом, о чем в следующем пункте;)

    2. Археологические раскопки

    Я закопала эти окаменелости в землю, можно в песочницу, например, и дала ребенку набор юного археолога — лопату и кисть:) Мишутка с удовольствием копал и аккуратно кисточкой очищал найденные «древности» =)

    Можно усложнить задачу, нарисовав, например, карту раскопок и учиться с ребенком ориентироваться на местности. Но это, я думаю, для детей от 5-6 лет, мы с Мишуткой обошлись простым вариантом копания в земле:)

    3. Древние ледники

    Еще один интересный вариант — замораживать свои природные находки. Для этого возьмите любые пластиковые формы, положите туда растения или цветы и залейте водой комнатной температуры. Последнее условие обязательно! Лед получится чистым и прозрачным только если вода будет комнатной температуры. Аккуратно поставьте формочки в морозилку. Через несколько часов, а лучше сутки, можно достать готовые ледышки.

    Играть с ними можно совершенно разнообразно. Например, мы устроили «пингвиний мир», где ледышки служили нам частицами среды обитания.

    Можно поиграть, например, в ледниковый период с динозаврами. Или из замороженных во льду цветов сделать ледяные гирлянды . Зимой они будут смотреться очень эффектно! В общем, все зависит от фантазии мамы и ребенка;)

    4. Штамповки

    Простой, но весьма занимательный, вариант игры — делать штампы собранными листочками. Можно просто штамповать, делая отпечатки разными цветами, можно собирать это в единый продуманный композиционный рисунок, а можно на обратной стороне обоев делать оберточную бумагу к праздникам, штампуя листьями в определенном цветовом ритме.

    Ребенок просто красит листья в разные цвета, а потом прикладывает их к бумаге. Получаются разнообразные отпечатки.

    Несмотря на всю простоту идеи, детям было очень интересно делать отпечатки самых разных листочков.

    5. Трафареты

    Этот способ показывала нам моя любимая учительница начальных классов. Мой результат тогда вышел настолько потрясающим, что запал не только в память, но и в мою душу, навечно =) На простой белый лист бумаги вы выкладываете разные листочки, прижимаете их чем-нибудь тяжелым, чтобы они не сдвинулись случайно. Затем берете кисть, а еще лучше старую зубную щетку, обмакиваете ее в краску и начинаете брызгать ею. Кистью просто трясете над бумагой, а в случае с зубной щеткой необходимо по ее волоскам проводить какой-нибудь палочкой туда-сюда. Во все стороны несутся цветные брызги.

    Берите разные цвета один за другим, в любом порядке и концентрации. Забрызгивайте им все пустоты на листе, чтобы белых пятен совсем не оставалось. Чем лучше вы покроете брызгами краски лист, тем отчетливее и красивее будет результат.

    Листья можно разместить на бумаге вразнобой, как Мишутка на фото выше, а можно сложить из них какой-нибудь рисунок, как Сашуля. Такая вот у нее получилась бабочка.

    Можно было бы дорисовать элементы бабочки, но мы оставили все как есть, теперь такая красота висит на нашей доске «почета»:)

    6. Аппликации

    Уже после наших аппликаций я случайно наткнулась в Интернете на информацию, что этот вид творчества очень популярен в Японии, и носит название Осибана. Надо же! А мы-то просто с детьми надумали составлять из листочков и веточек какие-нибудь фигурки, приклеивая их на бумагу =)

    Мишутке просто нравился процесс мазюкания клеем, т.е. его работа получалась скорее спонтанной, нежели чем-то продуманным. А вот Саша сделала по-моему очень красивую птицу, мне представляется какой-нибудь журавль с длинной шеей =)

    Пока готовила эту статью, почитала про осибану и нашла такие вот интересные примеры.

    По-моему как раз детский вариант – сделать этакий зоопарк. Животные получились очень симпатичными =)

    7. Гербарий

    Старый добрый гербарий по сей день не теряет своей актуальности. Ребенок может превратиться буквально в юного натуралиста, собирая и засушивая различные листочки и растения, вклеивая их в альбом и подписывая названия, а также другие подробности.

    Наверняка многие помнят как его делать, но я все равно напишу:) Просто собираете различные листья, цветы, веточки, в общем самые разнообразные растения. Кладете их между страниц толстой книги и оставляете до лучших времен. Обычно на несколько недель. Растения засыхают в плоском состоянии, потому их легко потом вклеить в тетрадку или блокнот, отчего получается этакая книжка по ботанике.

    А можно и вот так вот оформить гербарий в рамках, украсить свой дом этими стильными «картинами».

    8. Отпечатки

    В этой игре результат, как видите, у нас получился страшноватый, в оригинале же выходят весьма красивые картинки. Но видимо мое отсутствие энтузиазма сказывалось и на детях. Я, по правде сказать, против такого «развлечения», но все-таки предложила Саше с Мишой и такой вариант «поделки».

    Основывается этот способ отпечатка на выделении сока растений. Именно сок и окрашивает белый лист бумаги. Ну а чтобы настолько выдавить сок из цветка, необходимо долбить по нему молотком. Я не фанатик-гринписовец, но как-то неправильно сначала учить детей уважать природу, читать книги о ней, а потом жестоко долбить по ней молотком. Потому мы и траву-то взяли уже скошенную ранее, а не свежие сочные цветочки, вот и результат получился так себе.

    Но я объективно понимаю, что это лишь мое мировоззрение, а мы все разные. Потому, если же все-таки вы решите попробовать, то необходимо взять бумагу для акварели, аккуратно разложить на ней небольшой букет из цветов, затем накрыть сверху листом простой бумаги, и по этому листу постучать молотком. Когда его уберете, получите красивый отпечаток. Единственный плюс этого упражнения для меня заключается в том, что так можно ребенку объяснить, что сок разных растений можно использовать в качестве красок. Вспомнить и историю, как делали раньше натуральные красители. Здесь это видно очень наглядно.

    9. Трехмерные раскраски

    Любые природные материалы можно раскрашивать! Вы скажете, что это банально и вообще чушь какая-то, но я так совсем не считаю. Тем более важно, что́ именно вы делаете. Не просто дать ребенку раскрасить найденную сухую палку, а предложить ему сделать человечков из этих палочек и пусть каждый будет в своей одежде. Или вот зимой мы разукрашивали шишки в разные цвета, чтобы потом привязать к ним ниточки и повесить их в качестве игрушек на новогоднюю елку.

    «Трехмерные раскраски» подойдут как для подросших детей, так и для самых маленьких. Например, вот эти ракушки Мишутка у меня раскрашивал еще в 1,5 года, когда мы жили в Краби . Утром собирали ракушки на море, а после тихого часа сидели творили вот =)

    Или тоже из ракушек и красок такой вот вариант рыбок в море. Сами ракушки мы не раскрашивали, но наклеили их картонку, почпокав на ней предварительно гуашью. Самим же ракушкам приклеили глазки (продаются такие в творческих магазинах). Ниже я сделала подборку товаров, что мы использовали для всех этих поделок, среди которых есть и глазки, может и вам пригодится;) А картинку эту Миша делал тоже года в полтора, может даже чуть пораньше.

    И буквально на днях объектом наших раскрашиваний стали самые разные камни, с ними вообще много чего можно придумать, дабы использовать позже это в играх. Вот у нас дома из камней для наших настольных игр, которые мы одну за другой придумываем и рисуем мелом на графитовом столе.

    Об этом столе и что с ним можно делать я еще обязательно расскажу, вы можете , дабы узнать первыми, когда выйдет пост.

    Отмечу, что для самых маленьких такой вариант раскрасок идеален. Дело в том, что малышам сложно раскрашивать стандартные картинки, не выходя за границы. Потому им лучше разукрашивать какие-нибудь реальные предметы, например, глиняные горшки, деревянные кубики или игрушки (продаются в магазинах для творчества) или любые подходящие природные материалы. Согласитесь, ребенку, возрастом 1-2 года, легче почувствовать границу на каком-то предмете, нежели на бумаге. Потому не нужно рано просить детей раскрашивать обычные разукрашки, давайте им раскрашивать объемные предметы. Не забывайте, что лучше всего для этого подойдут акриловые краски, а не акварельные или гуашь.

    10. Пластилиновые вазы

    Еще один простой, но увлекательные способ использовать природные материалы типа ракушек, мелких камушек или каких-нибудь семечек (арбузные, тыквенные и др).

    Возьмите любую бутылку или вазу или, как мы вот, глиняный горшочек и попросите ребенка обмазать его пластилином. Это очень развивает моторику, ведь нелегкий труд =) А затем вместе с ребенком к этому пластилину приклеивайте свои подобранные природные материалы, придавливая их пальцем. Малышам следует помогать. Мишутка также делал такую поделку еще в 1,5 года. Я не стала наседать на него, чтобы он обложил ракушками всю поверхность горшка, т.к. для маленького ребенка это сложно. Он сделал из ракушек только каёмку, но по-моему уже получилось неплохо =)

    Затем мы посадили в этот горшок цветок, ребенок тоже «работал» сам, а после подарили этот цветочек прямо в хендмейд-горшке Мине, тайской девочке, на день рождения которой нас пригласили. Об этом я писала в своей статье Как Тигра на день рождения тайской подружки ходил :)

    Конечно, вариаций игр с природными материалами масса. Я осветила лишь их маленькую толику, но даже этот десяток игр привнесет в ваши летние занятия разнообразие, детский интерес и стремление к познанию природы и окружающего мира.

    Товары для творчества

    Помимо природных материалов, которые можно не просто собирать, а искать через игры-находилки , для этих поделок вам могут также пригодиться товары для творчества, которые я использовала в этих играх.

  • Природный материал
    в работе с детьми

    Природный материал в работе с детьми.

    Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

    В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

    Человек – хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

    Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

    Все природные материалы можно разделить на две основные группы: растительные и минеральные. К растительным относятся листья деревьев и кустарников, кора, цветы, соломка, шишки, жёлуди, каштаны, цветы и т.п.; к минеральным – песок, ракушки, камушки и т.д.

    Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

    Но также необходимо на каждом занятии, во время экскурсий напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски бережно относиться к природе - оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

    Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с младшими классами и особенности некоторых природных материалов, сбор, хранение и приёмы работы.

    Шишки . Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных или человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

    Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки усиков бабочки, юбочки для куклы и т.д. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зелёную хвою.

    Орехи . При изготовлении игрушек можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные орехи, кедровые орешки, фисташки.

    Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков (например, “Весёлый человечек”), животных (голова петуха, зайца, и т.д.)

    Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе месяце вместе со шляпкой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твёрдая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому нежелательно их использование.

    Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

    Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа (чтобы нож не соскальзывал, его необходимо зажать в маленьких тисках или держать с помощью плоскогубцев). Раскалывать орехи можно только учителю.

    Земляные орехи . Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупа у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка и т.д.) Хранить орехи нужно в сухом помещении, т.к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

    Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана модно использовать для изготовления головы или туловища куклы. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

    Жёлуди . Плоды дуба – жёлуди – бывают разной формы и величины. Жёлуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнение к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления игрушек из желудей желательно использовать свежие желуди, т.к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

    Также при работе используют такие природные материалы, как кора сосновая, дубовая, берёзовая используется для подставок, при изготовлении задних планов и отдельных игрушек.

    Кроме того, используются разнообразные ветки, корки, листья, семена.

    Семена . Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких, как: зорянка, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза для животных ил человека.

    Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, овощей, например, семена клёна или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыб. Собирать семена лучше осенью.

    Листья . Листья являются интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек. Они могут быть разнообразной формы и расцветки. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбы. Из листьев дети делают различные узоры (аппликации). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

    Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготавливать. Для этого собранные листья растений кладут между газетными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу между листьями следует время от времени менять.

    Ветки . Ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т.д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

    Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

    Корки . Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.

    Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала следует также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

    Также можно использовать в работе с детьми такие природные материалы, как мох с целью создания фона, изображения растительности и т.п.

    Птичьи перья . Перья могут быть разные – куриные, утиные, голубиные, разного качества и состава. Их применение зависит от фантазии автора. Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают для возвращения им естественного вида.

    Ракушки . Ракушки можно собирать различной формы – ракушки-домики, овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т.д. Сбор ракушек - при наличии возможности – производится детьми вместе с учителем во время экскурсий или летнего отдыха детей. Ракушки после сбора моются маленькой щёточкой (можно использовать старую зубную), после чего раскладываются и сушатся. Хранение производится при любой температуре.

    Тематика работ из природного материала разнообразна. В силу особенностей развития дети семилетнего возраста не всегда могут найти сюжет для своей работы. Учитель должен помочь, подсказать интересную мысль, посоветовать при выборе материала к данному изделию. Уроки с природными материалами способствуют развитию образных представлений, зрительной памяти, фантазии, помогают вырабатывать первоначальные умения обработки материалов.

    На уроках, когда дети получают первоначальные навыки изготовления поделок из природного материала, учителю следует выполнять работу одновременно с детьми. Учащиеся должны следить за действиями учителя и перенимать приёмы и способы первоначальной обработки материалов. После освоения детьми начальных приёмов им можно предоставить возможность самостоятельной деятельности. Дети сами выбирают сувенир и вид материала, с которым они будут работать.

    В начале дети выполняют аппликацию из листьев, эта работа проходит обычно осенью, когда листья наиболее красивы по цвету. Далее дети делают работы “Бабочка”, “Стрекозы”, “Жуки”.

    Также учитель предлагает детям сделать такие сувениры, как “Золотая рыбка” или “Петушок”, “Цапля”. Для этих сувениров нужен различный материал, например орех – для туловища, листья для плавников, семена - для глаз. Кроме этого, дети делают животных из природного материала: собачка “Бобик”, мышка, кот, медведь, птичка, лиса и т.д.

    Шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов служат основой для изготовления различных игрушек, сувениров и сказочных героев. Ветки деревьев служат хорошим материалом для изготовления отдельных деталей (рук, лапок, ног, шеи).

    Следует учитывать, младшие школьники не всегда может найти сюжет для своей работы. Учитель должен подсказать интересную мысль, посоветовать какой лучше подобрать материал.

    Дети выполняют не только отдельные игрушки, а и целые композиции. Моно выполнять индивидуальную композицию или групповую, в паре. Выполняют такие композиции из природного материала: “Ворона и лисица”, “Космонавты у ракеты”, “Лебедь на озере”, “Новогодняя ёлка”, “Рыболов” и др. Очень интересные работы получаются из ракушек, например попугай, павлин, зайка, петушок, парусник и т.д. Чем разнообразнее будет материал, тем разнообразнее будет тематика.

    Способы соединений частей,
    установка фигур.

    Самый простой и доступный способ соединений частей поделки достигается при помощи пластилина. Пластилин используется для временного скрепления деталей: для соединения головы и туловища лисы делают небольшой шарик из пластилина, диаметром около двух сантиметров, в центр которого внизу вдавливается шишка-туловище, а сверху – голова. Пластилин дети используют тогда, когда у них ещё не выработался навык работы с природным материалом.

    Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки – склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения (например, при изготовлении человечка клей наносят на нижнюю часть желудя–головы и верхнюю часть желудя-туловища), затем обе части прикладывают одну к другой и на 8-10 секунд крепко прижимают, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания. Пока обе части игрушки сохнут, ребенок заготавливает остальные детали (руки, ноги, шапочку и т.д.).

    Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек с применением шила. Но с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет учитель, а дети могут выполнять такую работу только под контролем учителя.

    Например, чтобы соединить голову и туловище ослика при помощи веточек, сначала в желуде-голове и желуде-туловище делается по одному отверстию. Желудь ставят на подставку и придерживают за боковые стороны пальцами левой руки. В правую руку берут шило, вставляют его в центр желудя (самое мягкое место) и, слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте накола, чтобы оно не соскочило. Поэтому на начальном этапе обучения лучше брать мягкие плоды (шиповник). После того, как отверстия будут сделаны, в них вставляют концы веточки, продвигая до середины между желудями – так получается шея. Чтобы соединение было прочным, концы веточек сначала смазывают клеем, а затем вставляют их в отверстия желудей.

    Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломкой). Приклеивание готовых игрушек к подставке осуществляется способом приклеивания (клеем или пластилином). Для этого места крепления игрушки к подставке обильно смазывают клеем, дают подсохнуть (5-10 секунд), а затем присоединяют к подставке.

    Безопасность в работе
    с природными материалами.

    При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:

    1. Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
    2. Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
    3. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
    4. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
    5. Учитель постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
    6. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
    7. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
    8. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
    9. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.

    Хранение работ

    Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими.

    Список литературы:

    1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала М., 1991
    2. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов
      М., 1985
    3. Гусакова М.А. Аппликация М., 1977
    4. Мальцева О.В. Работа с использованием природного материала
    5. Машинистов В.Г. Пособие для учителя 1-3 класс
    6. Панфилов Т.Р. Весёлые самоделки М., 1996
    7. Ромашина В.И. Дидактические игры по трудовому обучению 1-3 класс М., 1996

    Практическая работа.

    Изготовление работы из природного материала
    “Рыболов”

    Материал : пробка, жёлуди, спички, нитки, мох, зелёная бумага, картон, веточка, краски, ножницы, шило, кисти.

    Ход работы:

    Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги. Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку. Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.


    Чтобы правильно использовать различные природные материалы, надо знать их свойства и особенности при обработке и поведение в готовой . Может оказаться, что интересный по форме природный материал плохо поддается обработке: либо очень тверд, либо крошится и ломается. А бывает, наоборот, что красивый и податливый материал через какое-то время деформируется или меняет свой цвет, и поделка приходит в негодность. Чтобы не расстраиваться потом, вы должны знать, как при помощи клея, лака или красителей можно улучшить или даже изменить свойства многих природных материалов.

    В различных поделках один и тот же природный материал может выступать как основной или как вспомогательный.
    Отдельные детали: ручки, ножки, бороды человечков, обувь, клювики птиц, морские волны выполняются из так называемых вспомогательных материалов. Например, ножки, ручки, носы делаются из палочек и веточек, бороды - из мха и лишайника, обувь - из половинок желудей или кедровых орешков, семян или чурбачков, волны - из бересты (рис. 13), шляпки - из зеленой оболочки лесных орехов (рис. 6), а головки птиц - из фасолинок (рис. 14).

    С каждой новой сделанной поделкой приходит опыт, благодаря которому вы сами будете находить варианты изготовления тех или иных деталей. Подбирая различные природные материалы, вы увидите, какой разный получается результат и как это интересно - комбинировать различные материалы.

    ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ .


    Для изготовления ручек и ножек к фигуркам человечков и лап у животных прекрасно подходят веточки сирени, кизила и других пород деревьев и кустарников, у которых молодые побеги по форме напоминают рогатки (рис. 7). А из веточек вербы и краснотала замечательно получаются лапки птиц, так как кора у них красного цвета.

    Сучки, из которых будут делаться конечности человечков, желательно подбирать так, чтобы рогатки имели утолщения, похожие на суставчики. При изготовлении ножек кора с сучков счищается частично. Если вы оставите немного коры внизу сучка-«ножки», то получится «носочек», а если вверху, то - штанишки. Одновременно веточки выступают в роли соединительных элементов, штырьков, при помощи которых отдельные детали поделки соединяются друг с другом. Но некоторые породы деревьев имеют слишком мягкую древесину, которая, высыхая, становится ломкой и хрупкой. Поэтому в лесах средней полосы и северных районах России рекомендуем собирать ветки ели, сирени и березы, а на юге еще и веточки граба и кизила, так как именно на них легко подобрать необходимые сучки. Не обламывайте живые ветки, поищите и в любом лесу вы найдете дерево с сухими веточками! Но будьте внимательны, не берите пересохшие, ломкие ветки.

    Толщину сучков подбирают в соответствии с размером фигурки. Если палочки несут дополнительную функцию - соединения деталей, то нужно, чтобы они были и не слишком толстыми (сложно будет вставлять), и не слишком тонкими (могут сломаться, не выдержав веса фигурки).

    Для изготовления башмачков от толстых веточек отпиливают маленькие чурбачки. Затем раскалывают их пополам (рис. 8 а) и в каждой половинке просверливают отверстия, в которые затем вставляются палочки (рис. 8 б). Кору оставляют только в том случае, если человечка нужно «обуть в лапти». Для этого кору на чурбачках надрезают «клеточками» и кончиком ножа осторожно снимают с части клеточек в шахматном порядке. Получается очень похоже на старинную русскую обувь - лапти.

    Из толстых и тонких палочек можно смастерить ПЛОТИК С ПАРУСОМ из листа клена или кусочка бересты (рис. 9). Для этого лучше всего подойдут ветки осины, ивы или черемухи.

    Сначала заготовьте три «бревнышка» одинаковой длины с заостренными концами (деталь 1). В каждом просверлите по два отверстия. Затем возьмите две тонкие палочки (деталь 2), сделайте в них три сквозных отверстия и шесть коротеньких колышков (деталь 3).
    Из веточки с сучком вырежьте руль (деталь 4). А из длинной тонкой веточки, расщепив ее посередине на две трети длины, сделайте мачту (деталь 5). Подготовив все детали, соберите их так, как показано на рисунке 9, предварительно вставив в прорезь мачты кленовый лист или прямоугольный кусок тонкой бересты. После сборки плотика в среднем бревнышке сделайте дырочку и вставьте в мачту.

    КОРНИ РАСТЕНИЙ.


    Корни бывают разнообразной формы, поэтому их можно использовать в различных поделках и композициях. Но в основном они служат для имитации деревьев в небольших композициях. Лучше всего для этого подходят высушенные корни маленьких елочек. Пригодны для поделок и корни крыжовника, смородины. Корни этих кустарников хорошо поддаются обработке: легко режутся, сверлятся, хорошо склеиваются. В некоторых изделиях они выступают как основной материал. Например, из большого корня можно сделать необыкновенную напольную вазу.

    ЛУКОВИЦЫ РАСТЕНИЙ.


    Это скоропортящийся материал. Но луковицы вполне подходят для поделок, которые не претендуют на длительное хранение, например игрушек для новогодней елки. Из них также можно сделать оригинальные и забавные игрушки и фигурки. Основное их достоинство - простота изготовления и доступность материала в любое время года (рис. 10).

    Луковицы легко разрезаются ножом и протыкаются шилом. Форма луковиц позволяет создавать поделки мгновенно, почти ничего не доделывая. Например, на рисунке 10а показана головка ЧИППОЛИНО . Достаточно только приделать луковке глаза, нос и рот - и головка готова! Так же делаются головы СТАРИЧКА и МАТРЕШКИ (рис. 10 6, в). Если насквозь через всю луковицу продеть толстую нитку с петелькой на одном конце и завязать узелок в нижней части луковицы, то фигурку можно будет повесить на новогоднюю елку.

    КОРА ДЕРЕВЬЕВ.


    Для поделок годится любая кора. Все зависит от конкретной композиции и фантазии автора. Наиболее ценной считается сосновая, дубовая, липовая и березовая кора.

    Толстая березовая (или сосновая) кора подойдет для изготовления любой подставки. Ее используют и для создания отдельных деталей (рис. 11), вырезают лодочки, скалы, различные фигурки. Например, попробуйте сделать ЛОДОЧКУ (рис. 12). Из куска сосновой коры вырежьте корпус лодочки (деталь 1) и руль (деталь 2). Сделайте из двух кусочков бересты паруса (детали 3 и 4), а из отструганной палочки - мачту (деталь 5). Соберите лодочку так, как показано на рисунке 12.

    Из бересты хорошо получаются морские волны (рис. 13), косынки, шляпки, сумочки, ведерки, лапки птиц (гусей, уток, цапель).

    Кора долго сохраняет мягкость, пластичность, цвет, легко обрабатывается. Но, заготавливая кору для поделок, вы должны иметь в виду, что, например, сосновая кора, высыхая, расслаивается на отдельные пластинки. Поэтому, чтобы она лучше сохранила свои свойства, ее надо проклеить и покрыть лаком.

    СЕМЕНА-КРЫЛАТКИ.


    На клене, грабе, ясене и липе осенью созревают семена-крылатки - необходимый для поделок природный материал (рис. 15). Заготавливают семена-крылатки, когда они созрели, но еще имеют зеленоватый цвет и скреплены попарно. Если их собрать в этот период, то они сохраняются в «рабочем» состоянии долгое время.

    Хранить семена-крылатки надо в картонной коробке, отдельно от другого сырья, и следить за тем, чтобы они не пересохли, не потрескались.

    Из семян-крылаток делаются ушки животных (зайцев, белок), головки и хвостовое оперение птиц (рис. 17), различная одежда [юбочки (рис. 16), платьица] для человечков и многое другое.

    СОЦВЕТИЯ ЧЕРТОПОЛОХА И РЕПЕЙНИКА


    Необыкновенно выразительный и интересный в поделках природный материал (рис. 18 а). Из них можно делать головки человечков (рис. 18 6), мордочки зайцев, котов, собак и других животных. Собирать соцветия чертополоха и репейника довольно сложно из-за тонких острых иголок, покрывающих как само соцветие, так и стебель, листья. Собрав соцветия чертополоха, их надо обязательно обработать дома жидким столярным клеем, иначе, высыхая, они раскроются и разлетятся тысячью пушинок.

    Будьте аккуратны и во время работы с соцветиями репейника. Многочисленные мелкие крючочки на чешуйках репейника крепко цепляются за одежду и друг за друга.

    ПЛАУН, МОХ, ЛИШАЙНИК


    Плауны часто встречаются в сырых моховых лесах. Плаун - интересный и часто используемый поделочный природный материал. Из него хорошо получаются дополнительные элементы, например рога оленя (рис. 19 а) или косички девочки (рис. 19 б).

    Мох и лишайники растут в хвойных и смешанных лесах. Лишайники часто покрывают деревья, свисая с ветвей или оплетая ствол. Это замечательный природный материал для изготовления бород и усов человечков, создания композиций сказочного дремучего леса.

    Заготовленные плауны, мхи и лишайники, перед тем как использовать в поделках, необходимо хорошо просушить в подвешенном состоянии или в гербарной папке.

    Как это правильно сделать, рассказывается в статье «Вторая жизнь растений».

    ПЛОДЫ ВОДЯНЫХ ЛИЛИЙ.


    На месте отцветших красивых белых и желтых водяных лилий, которые часто встречаются в тихих речных заводях рек и озер, завязываются оригинальной формы плоды (рис. 20 а). Эти плоды очень мясистые и для поделок годятся только хорошо высушенными. Высыхая, они несколько сморщиваются, но это придает им еще более интересную форму.
    Из таких плодов получаются замечательные поросячьи рыльца (рис. 20 б).

    ОЛЬХОВЫЕ ШИШКИ.


    В конце лета на ольхе образуются гроздья плодов - шишечек, по своей форме напоминающих неспелые ягоды малины. Если эти шишки собрать в конце июля и обработать клеем, то получится прекрасный поделочный природный материал, из которого можно будет потом сделать кулачки человечков, лапки животных и головки птиц.



    Это универсальный поделочный природный материал, из которого издавна на Руси делались разнообразные и красивые изделия и игрушки. Для поделок, представленных на этом сайте, вам понадобится солома ржи, овса и пшеницы как дополнительный, вспомогательный материал. Солома прекрасно поддается обработке: разглаживается, режется и окрашивается.

    Для создания поделок вам понадобится солома и круглая, и расплющенная, тщательно разглаженная. Тем, кто незнаком с обработкой соломы, позволим себе дать несколько полезных советов.

    Для работы надо выбирать свежую ровную солому, не смятую, не подгнившую и не заплесневевшую. Ее собирают вручную. Стебли соломы очищают от листьев и ножницами обрезают корни. Для хранения стебли соломы следует разрезать на части (по узлам) и аккуратно уложить в коробку.

    Плоская соломка делается из круглых и ровных стеблей. Их кладут в кипяток, посуду закрывают крышкой и оставляют запариваться на несколько часов. Вынув из воды после запаривания, солому разрезают вдоль маленькими ножницами или острым ножом (рис. 21 а, б). Затем разрезанную солому разглаживают с обеих сторон горячим утюгом (рис. 21 в). Если гладить долго, то можно изменить цвет соломы от золотистого до темно-коричневого.

    Солому можно окрасить и другим способом - просто прокипятив ее в растворе анилинового красителя. Насыщенность цвета зависит от длительности кипячения. В этом случае вы можете получить любой выбранный вами цвет.