Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "растения, которые нас лечат". Экологический проект в старшей группе детского сада: «Лекарственные растения Дона

Вид проекта: исследовательский.

Характер контактов: деятельность внутри старшей группы, в контакте с родителями и воспитателями.

Форма организации проекта: фронтальная

Количество участников: дети группы (24 человека), воспитатели, родители.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Цель проекта: Знакомство с разнообразием лекарственных растений нам территории ДОУ (подорожник, одуванчик, мать – и мачеха, календула, ромашка)

Предполагаемый продукт: альбом с рисунками детей «Лекарственные растения нашем детском саду», выставка совместных (дети с родителями) работ: «Цветы, которые лечат», высаживание семян календулы на клумбе, уход за ними.

План достижения цели:

Беседа с детьми.

Что мы знаем о лекарственных растениях нашего сада. Какие из них растут у нас? Что мы бы хотели узнать нового? Как нам найти ответы на наши вопросы? Кто нам может помочь? Какое оборудование нам понадобится?

Беседа с родителями

Обсуждение с родителями темы проекта, его цели, предполагаемого результата, сроков выполнения, необходимого оборудования.

Мероприятия

Кто осуществляет

Примечания

Беседа «Растения лечат»

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора:

Развивать экологическое мышление в процессе ; прививать к ней интерес детей;

Развивать творческое воображение и обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном объеме мнениями;

Вызывать положительный экономический настрой.

Рисование «Лекарственные растения нашем детском саду».

Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту лекарственных растений доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

Аппликация «Одуванчик из ниток». Цель. Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании .

Трудовая деятельность. Работа на клумбе лекарственных растений. Высадка семян календулы

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из А. Плешкова, Ж. Санд. «О чем рассказали цветы», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца»; «Кто на яблоньку похож?», Соколов-Микитов И. «Цвета леса»; «Легенды о цветах». Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».


Воспитатели

Технологический этап

    Сбор информации, материалов по проекту Проведение НОД, игр, наблюдений и других запланированных мероприятий Внесение корректив в ход проекта Организация и посадка клумбы лекарственных растений

Заключительный этап

Подведение итогов с детьми и родителями

    Что мы узнали (свойства лекарственных растений) Чему научились (отличать лекарственные растения) Что удивило, понравилось, не понравилось (беседа с детьми) Что не удалось (беседа с детьми)

Оформление результатов проектных исследований

    Альбом с рисунками детей «Лекарственные растения нашем детском саду», Выставка совместных (дети с родителями) работ: «Цветы, которые лечат» Фотоотчет проделанной работе

Презентация проекта

Выставка работ детей и родителей в группе.

Литература

Алябьева дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / .: - М.: Сфера, 2005. – 160 с. Бондаренко занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / . – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с. , Обухова занятий по экологическому воспитанию [Текст] / , . - М.: . Вако, 2008. – 240 с. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год. Маханева, дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / . - М.: Аркти, 2004. – 320 с. Шорыгина: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / . – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.

Светлана Веселовская

Экологический проект "Лекарственные растения " (краткосрочный)

Продолжительность проекта : 2 недели

Участники проекта : дети подготовительной группы, педагог, родители.

Тип проекта : поисковый.

Цель проекта : - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях , их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими. Воспитывать бережное отношение к растениям . Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи : 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям ;

3. Развивать коммуникативные навыки, игровое творчество, воображение, мышление, связную речь.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности

Проектная идея создать альбом «Лекарственные растения в детском саду »

Предполагаемый результат : Дети научатся различать лекарственные растения . У детей сформируется знания и представления о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека с медицинской точки зрения. Пополнится словарный запас, научатся называть лекарственные растения и их лечебные свойства. Расширить навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. Дети познакомятся с новыми для них растениями , научатся находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений .

Подготовительный этап : 1. Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала и фотографий по теме лекарственные растения . 2. Сбор художественной литературы : стихи, загадки, рассказы, сказки про лекарственные растения . 3Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку об 1 лекарственном растении .

Реализация проекта

1. Рассматривание растений в книгах , фотоальбоме, гербариях, энциклопедии. Цель : развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях .

2. Экскурсионная прогулка по территории ДОУ. Цель : знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах , лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником , одуванчиком, ромашкой; с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку .

3. Дидактические игры :

«Узнай растение » Цель : упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду , строению, составлять рассказ о нем.

Дидактическое упражнение : «Определи по запаху» Цель : узнавать лекарственные растения по запаху , уметь рассказывать о его лечебных свойствах; развивать свою связную речь, закреплять полученные знания в процессе этого интересного упражнения.

«Вершки и корешки» Цель : познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья.

Словесно – дидактическая игра : «Вылечи куклу» Цель : закрепить знания о лечебных свойствах растений , учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.

«Что лишнее?» Цель : уметь отделять лекарственные растения от других растений .

4. Беседы «Лечим без таблеток» , «Полезные растения » , «Зеленая аптека» Цель : расширить знания и представления детей о лекарственных свойствах растений , их многообразии и доступности человеку, познакомить с правилами сбора и сушки лекарственных растений , формировать бережное отношение к природе.

5. Чтение и разучивание стихов, загадок, рассказов о лекарственных растениях . Цель : расширять словарный запас, учить строить правильно речь, развивать память.

6. Создание альбома «» (совместная деятельность детей, родителей и воспитателя) .

7. Консультация для родителей «А знаете ли вы, что….»

Заключительный этап. Оформление и представление альбома «Лекарственные растения вокруг нас » . Выставка работ детей совместно с родителями «моя книжка малышка»

Публикации по теме:

Конспект НОД «Лекарственные растения» Конспект НОД по окружающему миру Старший дошкольный возраст Ермакова Светлана Валериевна Тема. Лекарственные растения. Цель: познакомить.

Конспект НОД во второй младшей группе «Лекарственные растения» Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.

На базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка» состоялось мероприятие посвященное сбору лекарственный трав и растений. На.

Паспорт проекта Тема: «Лекарственные растения» Руководитель проекта Жирова Татьяна Алексеевна Актуальность проекта: Понятие «здоровье».

Технологическая карта занятия «Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения» Масаты/Цель: формировать знания детей о лекарственных и ядовитых растениях; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать.

Сроки выполнения проекта: с 01.06.18 г. по 29.06.18 г.

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; развитие речи: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать, развивать игровое творчество, смекалку; развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников.

Этапы осуществления проекта:

  1. Организационный этап.
  2. Реализация проекта.
  3. Обобщающий этап.

Организационный этап.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Образовательная область Мероприятия по реализации проекта
Познавательное
развитие
  1. Беседа «Лекарственные растения».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Беседа «Друг или враг»
  4. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  6. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
Художественно- эстетическое развитие

1. Аппликации из пластилина и тыквенных семечек. Коллективная работа декоративное панно «Ромашковое поле»

2. Рисование «Одуванчик»

Речевое развитие Чтение литературных произведений:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
Дидактическая игры:
«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение
Игры: “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник”.
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика « Цветок»
Подвижная игра «Раз, два, три - к цветку беги»
Социально – коммуникативное развитие Труд в уголке природы.
Уход за растениями на клумбе
(календула)
Сюжетно- ролевая игра «Больница» сюжет «Лечим ранку лекарственными растениями»

Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, одуванчик, календула).

Работа с родителями

  1. Папка- передвижка «Лекарственные растения при лечении ОРВИ».
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».
  3. Оформление гербария «Зеленая аптека».

Обобщающий этап

  1. Выставка рисунков «Одуванчик», коллективная аппликация «Ромашковое поле».
  2. Гербарий «Зеленая аптека».
  3. Консультации для родителей.
  4. Загадки о лекарственных растениях.
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав».

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Обогатился опыт о лекарственных растениях.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность.

Гипотеза:

Участники проекта:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  1. Изготовление пособий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Друг или враг»

Продуктивная деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

  1. Экскурсия в аптеку.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Альбом «Зеленая аптека»
  2. Консультации для родителей
  3. Дидактическая игра «Фитодоктор»
  4. Загадки о лекарственных растениях
  5. Викторина «Знатоки лечебных трав»

Результаты реализации проекта:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания .

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР Детский сад №8 «Салют»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Старшая группа №7

Воспитатели:

Войтович М.В.

Золотухина В.В.

2013 г.

Педагогический проект

(познавательный, среднесрочный)

«Лекарственные растения»

Место проведения исследования: территория МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Салют».

Сроки выполнения проекта: 1 месяц

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

  1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
  4. Изготовление пособий.
  5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  6. Разработка бесед, викторины.
  7. Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Беседа «Лекарственные растения ».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
  4. Беседа «Друг или враг»
  5. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  6. Викторина «Знатоки лечебных трав»
  7. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
  8. Занятие – сказка «Старый подорожник»

Продуктивная деятельность

1.Рисование «Наш друг - подорожник»

2.Аппликация «Ромашковое поле»

3. Рисование «Чудо – растения»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павлова «Загадки цветов»,

А, Плешакова «Зеленые страницы»,

А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

Заучивание загадок и стихов о растениях

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”.

Поисково – исследовательская деятельность

1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение).

2.«На участке ищем полезные растения»

3.«Где лучше посадить растения?»

4. Составление схем «Что лечит растение»

Работа с родителями

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  3. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  4. Оформление альбома «Зеленая аптека»
  5. Экскурсия в аптеку.
  6. Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Обобщающий этап.

«Презентация проекта»

  1. Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
  2. Выставка рисунков «Чудо – растения»
  3. Альбом «Зеленая аптека»
  4. Консультации для родителей

    ГБС(К)ОУ с. М.Толкай

    Выполнила:

    Лыскина Ирина

    Руководитель:

    Воспитатель

    Филиппова Т.В.

    2013-2014уч. год

    Тема работы: «Лекарственные растения Самарской области».

    Обоснование проблемы: не все люди положительно относятся к рецептам народной медицины, считая их устаревшими и неэффективными для лечения различных заболеваний.

    Актуальность проблемы: возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.

    Цель работы:

    Изучение лекарственных растений, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

    Задачи работы:

    • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
    • определить места произрастания лекарственных растений;
    • провести опрос для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;
    • воспитывать бережное отношение к запасам природной кладовой.
    • расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;
    • воспитывать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.

    Область исследования: экология, здоровый образ жизни.

    В работе используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и педагогов школы; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по созданию презентации.

    Введение………………………………………………………………..…….....4

    Обзор литературы………………………………………………………… 5

    1. Основная часть……………………………………………………6 – 13

    1.1. Выполнение работы

    1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

    1.3. Лекарственные растения нашей местности

    различных заболеваний

    1.4.2. Мнение работающих в школе

    2. Результаты анкетирования

    Заключение……………………………………………………………………..15

    Список использованной литературы……………………………….16

    Приложение…………………………………………………………………….17

    Введение.

    Много трав растёт полезных

    На земле родной.

    Помогают от болезней

    Мята, пижма, зверобой.

    Из даров лесного царства

    Люди делают лекарство.

    Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

    Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

    Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».

    Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обогатить домашнюю аптеку каждого человека.

    Объект исследования – лекарственные растения, произрастающие в Самарской области.

    Предмет исследования – лечебные свойства лекарственных растений.

    Обзор литературы

    В ходе работы мной была изучена литература о лекарственных растениях и их использовании для профилактики и лечения различных заболеваний. В процессе работы по данной теме я обнаружила много литературных источников. Самой значимой я считаю книгу «Растения в медицине» Б.Г.Волынского и других авторов, а также книги: В.Ф. Сотник «Кладовая природы», В.С.Лихарев «Удивительное на грядке».

    Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

    Многие полезные растения люди используют недостаточно, а иногда и вообще не знают о них. Но книги о лекарственных растениях не следует рассматривать как самолечебник. В любом случае диагноз заболевания ставит врач, поэтому перед применением рекомендованных рецептов следует с ним посоветоваться, лучше, если это будет квалифицированный фитотерапевт .

    Природу по праву можно считать зелёной аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. При сборе лекарственного сырья нужно заботиться об охране лекарственных растений. Нельзя собирать растения вдоль дорог, вблизи сельскохозяйственных предприятий, машинно-тракторных мастерских. Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами.

    1. Основная часть.

    1.1. Выполнение работы:

    Первоначальный этап в моей исследовательской деятельности –ознакомление с научно-литературными источниками, содержащими информацию об использовании лекарственных трав для лечения различных заболеваний; второй этап – мы с воспитателем сходили на экскурсию, по окрестностям с.М.Толкай, обратились за консультацией к школьной медсестре, третий этап – обработка собранного материала. Во время экскурсии я встретила лекарственные растения: тысячелистник, подорожник, крапиву, ромашку и многие другие растения. Мне очень интересно было узнать при лечении каких заболеваний используют данные растения. Посетив библиотеку, прочитав книги о лекарственных растениях, я узнала, что многие растения из тех, что я встретила во время экскурсий, используются при лечении различных заболеваний.

    Оборудование: научно-литературные источники, фотоаппарат, компьютер.

    Гипотеза : если знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего села, уметь ими пользоваться, скольких болезней мы сможем избежать, не превратив их в хронические.

    1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

    Изучив научно-популярную литературу, я узнала, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и приводят в норму нарушенную функциональную деятельность отдельных органов, систем или организма в целом. Такое положительное действие обусловливается содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Они обладают весьма сильными специфическими свойствами. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, выше которых препарат становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.

    По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.

    Мне было очень интересно узнать о том, что лекарственные растения содержат в себе многие биологические активные вещества, которые представляют собой различные химические соединения .

    • Дубильные вещества .

    Встречаются почти во всех растениях. В медицинской практике применяются как вяжущие и противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при воспалительных процессах.

    • Эфирные масла – разнородные летучие вещества, образующиеся в определенных органах растений, обладающие специфическим, часто приятным запахом, употребляются при лечении болезней горла.
    • Витамины – группа органических соединений разнообразного химического строения, выполняющие важнейшие функции в живых организмах. Наиболее важны из них витамины групп: А, В, С, группы Д, витамин Е, группы К, РР и т. д.

    1.3. Лекарственные растения нашей местности

    Совершив экскурсию по окрестностям села М.Толкай, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде: у дорог, во дворах домов, вдоль реки, на открытой местности, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 30 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.

    Сегодня я представлю некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.

    Крапива - один из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог. Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С и К и каротином. Используют в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. В европейской медицине препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, кожных болезнях.

    Ромашка не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам, сорным местам, пустырям. У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая». Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

    Календула – эти ярко-жёлтые цветы часто разводят в садах и палисадниках. Цветёт всё лето до поздней осени. Хотя химический состав ноготков (другое название календулы) изучен ещё недостаточно, растение с давних пор используют в народной медицине. Спиртовой раствор календулы обладает противовоспалительным действием. Используют при ожогах (1 ч. л настойки на ½ стакана воды), для полоскания горла при ангине, при кожных заболеваниях. Кроме того, календулу применяют при гастритах, язве желудка и заболевании печени.

    Одуванчик - старое лекарственное средство. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо влияет на пищеварение, помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают его корни, а листья одуванчика полезно класть в первые летние салаты, т. к. они содержат много витаминов..

    Подорожник - многолетнее травянистое растение. Народные названия «попутник», «порезник», «чирьевая трава» указывают на его применение. Свежие листья подорожника используют как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах, а высушенные – в составе сбора при язвенной болезни. В народной медицине настой из листьев подорожника издавна применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. В последнее время начали применять и семена подорожника как лёгкое слабительное средство (по 1-2 столовые ложки) и при хронических поносах и дизентерии (1г. 4 раза в день).

    Пижма обыкновенная или «дикая рябинка» - растение с сильным характерным запахом. Ещё в старые времена использовалось как противоглистное средство. Кроме того, оказывает благоприятное действие при лечении печени, желчного пузыря и при острых кишечных заболеваниях. Собирают и сушат цветки пижмы.

    Тысячелистник - растение богато витамином К и обладает кровоостанавливающим действием. Заготавливают траву во время цветения. В народной медицине настой тысячелистника пьют при женских болезнях, для остановки кровотечения при порезах, при зубной болезни и для увеличения молока у кормящих матерей. Также его настой применяют при желудочно-кишечных болезнях и гастритах. Для приготовления настоя 15г. травы измельчают и заливают 200мл воды, кипятят 15 мин, настаивают 45 мин и пьют по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

    Чистотел - наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Само название как бы говорит, что если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело». Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

    Полынь - считается самым горьким растением; её горечь даже вошла в поговорку «горька, как полынь». Полыни приписывают самое разнообразное действие. На Руси в 17 веке полынь использовали как ранозаживляющее и очищающее гноящиеся раны средство. Соком растения пропитывали платки и прикладывали их к гноящимся ранам. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.

    Итак, подведу небольшой итог: антисептическими, ранозаживляющим, кровоостанавливающими свойствами обладают подорожник, крапива, тысячелистник. Применяется при заболеваниях печени следующие травы: крапива, одуванчик, чистотел. Почки и мочевой пузырь лечим крапивой, а органы дыхания подорожником. Желудочно-кишечные проблемы решат крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, чистотел. От ревматизма спасут крапива и чистотел. Одуванчик оказывает желчегонное действие, а пижма – глистогонное. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы используйте одуванчик и подорожник. Туберкулёз лечат чистотелом, подорожником и одуванчиком. Вот такие волшебные средства растут у нас под ногами.

    1.4. Использование лекарственных растений при лечении

    Различных заболеваний жителями с. М.Толкай

    В ходе работы по данной теме я узнала, что в нашей школе многие взрослые используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Мне было интересно узнать мнение по данному вопросу специалистов-медиков, и сотрудников нашей школы. Поэтому я обратилась за консультацией к школьным медицинским работникам, и работникам нашей школы, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

    1.4.1. Мнение медицинских работников

    К. Н.Н.

    С октября по январь нами было пролечено 35 детей, которым был поставлен диагноз ОРЗ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, чабрец, липовый цвет, душица и др.

    В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

    Я. Н.Н.

    Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

    1.4.2. Мнение сотрудников школы

    В своей жизни очень часто пользуюсь лекарственными травами, которые растут вблизи деревни. Особенно часто стала их использовать после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила бабушкино средство от разных недугов. А еще я люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

    П.В.И.

    Изучением и сбором трав начала заниматься с 20 лет, с того момента как сильно заболели почки. Приняла сотню уколов, но улучшение не наступало. При помощи лекарственных трав вылечила почки, избежав операции. Вот с тех пор и собираю травы. Лечусь ими сама (все настои готовлю строго по рецептам и консультируюсь с медицинскими работниками), лечу детей, внуков. Своими рецептами и запасами трав делюсь с другими людьми.

    Изучение лекарственных трав – это занятие очень интересное, особенно если человек любит природу и хочет приносить пользу другим людям

    С нетерпением жду наступления лета, чтобы вновь пополнить запасы трав.

    2. Результаты анкетирования среди работников школы

    С. М. Толкай

    Результаты опроса, проведенного среди коллектива школы, показали, что многие знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья. Из 50 респондентов только 17 человек применяют лекарственные травы регулярно, 20 человек применяют их изредка, в основном, для лечения простуды, остальные 13 вообще не пользуются травами. Из 50 человек только 30 знают, как собирать и заготавливать травы, другие покупают их в аптеке. (анкета в приложении)

    1. Используете ли вы лекарственные травы?